Интерактив
Вход
Регистрация
Опрос
Опрос: Хотите ли Вы эмигрировать из России?
Да
Нет
В раздумьях

Реклама
Главная » Блоги » Блог пользователя Мs Перельман » Дружноселье Витгенштейнов. Потерянный дом
Дружноселье Витгенштейнов. Потерянный дом

1 февраля 2012 в 09:06 от Мs Перельман


План усадьбы Дружноселье, 1850-е годы
План усадьбы Дружноселье, 1850-е годы
Усадебный комплекс Дружноселье Витгенштейнов расположен в Гатчинском районе современной Ленинградской области. Усадьба упоминается в путеводителях, изданных в разные годы, причем, сведения о ней кратки и противоречивы. Большинство путеводителей утверждает, что владельцем усадьбы был П.Х. Витгенштейн, генерал, герой войны 1812 года. По-разному трактуется количество сохранившихся усадебных построек. Так, путеводитель 2004 года фиксирует «усадебный парк и католический костел - усыпальницу», более ранние источники добавляют к этому богадельню и дом управляющего, его же называют флигелем. Оказывается, в усадьбе существовал музей: «В начале 20-го века в усадьбе Витгенштейна действовал музей, посвященный событиям 1812 года».

Первое более подробное описание поместья мы встречаем в книге «Памятники архитектуры Ленинградской области», изданной в 1987 году. Причем, авторы описывают усадебный дом, который не упоминается ни в одном путеводителе. Это здание, которое занимает в настоящее время противотуберкулезный санаторий. Именно там, по их мнению, находился зал, «служивший домашним музеем военных штандартов, мундиров и орденов», то есть упоминавшийся ранее музей. История создания главного здания описана так: «…на месте первоначального деревянного усадебного дома в центре парка наследники военачальника построили просторный каменный дом, расположенный покоем. В парке возведен костел и павильоны». Деревянные постройки авторы не упоминают. Так сохранился или погиб усадебный дом Витгенштейнов и где он находится или находился, ведь все путеводители здание, которое сейчас занимает санаторий, называют богадельней, но никак не усадебным домом Витгенштейнов.

Усадебный дом. Фасад со стороны подъездной аллеи
Усадебный дом. Фасад со стороны подъездной аллеи
Наиболее точные и полные сведения о поместье опубликованы в книге Н.В. Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии», изданной в 2005 году. Оказывается, «название Дружноселье дали своему имению и усадьбе сестры Елизавета и Каролина Зельберейзен, инспектрисы… Смольного института, приехавшие из Германии. Павел I в 1799 году подарил им несколько деревень из Рождественской дворцовой волости. Кемско и Изори они продали, Выгоря и Рактину… переименовали по своим именам Каролингоф и Елизаветгоф. На их стыке сестры построили небольшую усадебку с деревянными строениями и регулярным садом.

В 1826 году имение Зельберейзен перешло по купчей фельдмаршалу, герою войны 1812 года П.Х. Витгенштейну. Он приобрел его для сына Льва Петровича, который через два года женился на богатейшей невесте России Стефании Радзивилл. Молодожены сразу приступили к переустройству усадьбы. По сторонам внутреннего двора поставили каменные службы и солидный в форме каре хозяйственный двор. В глубине, на месте старого, возвели новый усадебный дом, регулярный садик заменили пейзажным парком». И далее: «От чахотки за границей в 1832 году умерла Стефания, ее прах перевезли в Дружноселье и возвели над ее могилой костел - усыпальницу по проекту А.П. Брюллова. Архитектор построил около него богадельню, спланировал вокруг английский парк… Усадьба увеличилась до 17.5 десятин».

Усадебный дом. Фасад со стороны парка
Усадебный дом. Фасад со стороны парка
Потомки Льва Петровича Витгенштейна берегли «родовое гнездо». Костел - усыпальница стал местом фамильного захоронения десяти членов семьи Витгенштейнов».

Итак, получается, что усадебный дом был деревянным, а каменное здание в парке, в котором находится санаторий, - это бывшая богадельня. В более ранней публикации Н.В Мурашова и Л. Мыслина подтверждают: «Сначала Л.П. Витгенштейн создал небольшую усадебку с деревянным господским домом и каменными службами». Где же находился помещичий дом? Согласно карте 1850-х годов, как раз около каменных хозяйственных построек, и сейчас на этом месте существует деревянное здание, которое не упоминается Н.В. Мурашевой, а путеводители называют его «домом управляющего» или «флигелем».

В настоящее время постройка находится в аварийном состоянии, на грани обрушения. Несмотря на это, в крыле дома продолжают жить люди.

Даже наружный осмотр здания дал первые любопытные результаты. Со стороны парка сохранилась подлинная старинная обшивка. Это широкие, около 20 см, доски, «шитые» старинными коваными гвоздями. Подобная отделка наружных стен применялась в усадебных домах Санкт-Петербургской губернии в эпоху классицизма. Причем, доски не имеют паза и гребня, что является характерным для периода конца 18 - первой четверти 19 века (усадьба Кемполово, усадьба в деревне Свирь, Монрепо).

Фрагмент штукатурного слоя укрепленного тростниковой циновкой
Фрагмент штукатурного слоя укрепленного тростниковой циновкой
Сам дом представляет собой прямоугольное в плане сооружение с фасадом на 9 осей и мезонином на 3 оси над центральной частью. Мезонин имеет одну ветвь от садового до паркового фасада. Со стороны подъездной аллеи в центре здания помещен полуциркульный портик, несущий балкон с колоннами «помещичьей архитектуры», которые трудно определить: дорического или тосканского они ордера. По поводу подобных колонн современники писали: «Шутники называли такие колонны тАсканскими, потому что их долго таскали по лесу и прислонили к усадебному дому, немного потратив сил на их отделку». Кроме центрального входа через колонный портик на противоположном фасаде находится еще один вход, причем, в настоящее время, трудно сказать, как он был оформлен, так как здесь находится пристроенная в советское время веранда.

Аварийное состояние здания и начавшееся разрушение внутренних стен и перегородок позволили снимать послойно позднюю отделку вплоть до самой ранней. Таким образом, стало возможным частично выделить старинные стены, исключить поздние перегородки и частично восстановить планировочные решения дома.

Дом сложен из старинных тесаных бревен и представляет собой несколько срубов-модулей, скомпанованных в общий объем.

Парадная анфилада располагалась по фасаду со стороны подъездной аллеи. Проемы двухстворчатых дверей в советское время были значительно сужены, а в некоторых помещениях полностью заделаны. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что зал находился не в центре, а в крыле здания. Подобная планировка, типичная для усадебных домов эпохи классицизма, описывалась в мемуарах Болотовым и Бутурлиным. Для усадебных домов эпохи классицизма такая планировка в современной Ленинградской области является нетипичной - зал чаще всего размещался в центре здания (Лопухинка Герингов, усадьба в дер. Свирь, Кемполово, Котлы Альбрехтов, и др.).

Входная дверь с ромбовидными филенками. Единственная сохранившаяся из всех старинных столярных изделий
Входная дверь с
ромбовидными филенками
Теперь пройдем по комнатам усадебного дома через парадный вход. Вначале мы попадаем в переднюю, из которой лестница ведет на второй этаж в мезонин. Сама передняя была включена в анфиладную систему, что подчеркнуто наличием двойных дверей в правое и левое крылья здания. Повернув направо, мы попадаем в гостиную, за которой следует зал, занимающий весь внутренний объем дома от фасада до фасада. Если повернуть из передней налево, то мы пройдем еще через две комнаты парадной анфилады, вероятно, вторую гостиную и последнюю, которая, по усмотрению хозяев, могла быть кабинетом, боскетной или парадной спальней. Небольшой внутренний коридор разделял парадные и жилые помещения, которые располагались вдоль паркового фасада усадебного дома.

Следует отметить, что весь основной объем дома не перестраивался. Сведения, указанные в одном из путеводителей «перестроен после войны», относятся только к кровле здания, которая стала несколько ниже, чем прежде, что отчетливо видно по сохранившимся отметкам на дымовых трубах.

Расчистив стены от поздний наслоений, удалось обнаружить первоначальную старинную отделку, которая была выполнена следующим образом. Вначале щели между тесаными бревнами сруба заполняли смесью бумаги и известковой штукатурки. После этого прямо на бревна наклеивалась бумага, а не фабричного производства обои. Бумага красилась меловой краской – так были отделаны все помещения усадьбы.

Следует отметить, что подобная отделка сохранялась в интерьерах усадебного дома довольно долго. Только во второй половине 19, а возможно в начале 20 века стены были оштукатурены. Остановимся особо на технике штукатурных работ. Со временем бревна сруба рассохлись и возникли неровности, что потребовало нанесения значительного по толщине штукатурного слоя. В настоящее время, сняв со стены слой старой известковой штукатурки, толщина которой местами достигает 10 см, мы обнаружим следующую технологию. Внутри самого слоя находится тростниковая циновка, тщательно переплетенная тонкой проволокой. Это последняя дореволюционная отделка. Далее следуют фанера, либо древесно-стружечная плита, а иногда стены небрежно зашиты досками и оштукатурены цементным раствором.

К сожалению, не удалось восстановить цвета первоначальных, домашнего изготовления обоев во всех помещениях. Несомненно, что передняя была белой, а следующая комната в сторону зала - светло-голубой.

Итак получается, что дом достаточно старый, точнее, эпохи классицизма. Расположен он на том же месте, где на карте 1850-х годов нанесено пятно усадебного дома. Так что данная постройка и есть тот самый деревянный дом, который был выстроен в конце 1820-х годов, после женитьбы Льва Петровича Витгенштейна на Стефании Доминиковне Радзивилл. Но почему же этот дом «потерялся» и во всех источниках как помещичий усадебный дом не упоминается? Вероятно, по двум причинам. Во-первых, определить время строительства в неразрушенном здании было довольно сложно. Во-вторых, явное несоответствие величественного костела-усыпальницы, значительной по площади каменной богадельни и весьма скромного по сравнению с ними деревянного дома.

В полном смысле поисками дома Витгенштейнов занимался и Департамент охраны памятников истории и культуры Ленинградской области. Самым тщательным образом было исследовано здание санатория – возможно, это не богадельня, а перестроенный дворец Витгенштейнов, как и указывалось в книге «Архитектурные памятники…»? Но результаты были неутешительны. Данных о том, что дом, который занимает санаторий, в прошлом дворец, обнаружено не было, как и данных о музее войны 1812 года, который якобы располагался в усадьбе. Правда, специалистами департамента было высказано предположение, что описанный выше деревянный дом построен еще сестрами Зельберейзен и является, таким образом, самым старым усадебным строением. К сожалению, в настоящее время не представляется возможным точно датировать постройку - выполнена она в 1790-е или в конце 1820-х годов. Дело в том, что сохранилось довольно мало подлинных столярных изделий: наличников, дверей, оконных рам и т.д., что существенно затрудняет датировку. Тем не менее, возможно, с высокой долей вероятности, предположить, что именно это с виду скромное деревянное строение и является усадебным домом Витгенштейнов.

Проблемой для исследователей, как это указывалось ранее, стал относительно небольшой объем дома и, как дополнительно установлено, довольно скромная внутренняя отделка, что, на первый взгляд, не соответствует богатству и привычкам, если не Витгенштейнов, то уж точно Стефании Радзивилл. Но, если проанализировать эволюцию усадебного комплекса в целом, то окажется, что обустройство усадьбы проходило в два этапа. На первом был выстроен дом, службы и проведены работы в парке, отнюдь не масштабные. Большие деньги при этом не тратились, а создавалась усадьба дворянина достаточного, с не маленьким, по меркам того времени, усадебным домом, удобным и уютным. Дело в том, что, судя по пятну на карте 1850-х годов, поместный дом был больше, так как к описанному выше центральному объему были добавлены связанные с домом флигели. Возможно, один из них с правой стороны здания дошел до наших дней, но определить это в настоящее время крайне сложно, потому что здание жилое и обшито новой советского времени вагонкой, а его внутренняя отделка в подлинных первых слоях недоступна для исследования.

На втором этапе, уже после смерти Стефании, проводятся довольно большие по размаху и затратам работы. Витгенштейн тратит деньги покойной жены, которые до этого сберегались. Именно тогда возводятся и костел, и богадельня, и добротные многочисленные хозяйственные постройки валунной кладки.

Хозяйственная постройка
Хозяйственная постройка
Несколько слов об этих строениях. К середине 19-го века в Санкт-Петербургской губернии становятся популярными довольно живописные в романтическом вкусе хозяйственные сооружения. Валунная кладка их стен выполнена следующим образом: камни-валуны были окружены раствором, в который вокруг валуна вкладывали по кругу кусочки битого кирпича для усиления декоративного эффекта. Таких строений сохранилось немало и даже один усадебный дом, стены которого выглядят именно так, в усадьбе Анташи Шаховских. Все перечисленные постройки в разных поместьях Санкт-Петербургской губернии датируются 1840 - 1860-ми годами.

На втором этапе Витгенштейн не строит дворец, а создает мемориал памяти умершей супруги (костел-усыпальницу и богадельню) и значительно расширяет хозяйственную часть для повышения доходов с усадьбы. Довольно простая отделка стен - крашенная бумага сохраняется в усадебном доме довольно долго. Обычно это связано с тем, что владельцы используют помещения для временного проживания и нечасто посещают свою усадьбу. Действительно, как удалось установить, первый владелец поместья Л.П. Витгенштейн после смерти жены «некоторое время живет у родителей в Каменке, а чаще на Волыни, в древнем городке Олике, где в покое и тишине пытается обрести душевное равновесие», и далее: «Мне повезло в государственном архиве Волынской области среди материалов Оликской ратуши натолкнуться на ценные документы, подтверждающие пребывание Л.Витгенштейна в городке, где он владел многими домами, пивными, а в предместье Турчин имел небольшое поместье». Перемещения Витгенштейна по территории современной Украины и Белоруссии, его пребывания в различных поместьях, доставшихся ему после смерти жены, - это отдельная тема. Некоторое время он жил не только в Каменке, Олике, но и великолепном Мирском замке Радзивиллов, который тоже достался ему после Стефании. Впрочем, биография Л.П. Витгенштейна, как говорится, ждет своего исследователя и составила бы настоящий авантюрный роман, настолько богата она яркими событиями. Член «Союза благоденствия» и «Южного общества», ротмистр государевой свиты Витгенштей, по утверждению С. Гупало, должен был убить императора ударом кинжала. Друг Пестеля, знакомый Пушкина, он через два года после смерти жены стал поводом скандала в высшем свете. Его связь с графиней Суворовой закончилась тем, что драгоценности Радзивиллов оказались в ее руках. За заслуги отца был помилован в деле декабристов. Пользовался покровительством императрицы Марии Федоровны, которая подыскала ему новую жену - Барятинскую. Вновь приближен ко двору после второго брака.

Вернемся к усадебному дому. Его уникальность для современной Ленинградской области очевидна. Это единственный сохранившийся помещичий дом эпохи классицизма, образцовый по планировке, со смещенным в крыло залом. На фотографии, хранящейся в Департаменте охраны памятников Ленинградской области и сделанной в 1980-е годы, дом еще сохранял звучание старого дворянского гнезда. Тонкие изящные балясины на парадном крыльце и балюстрада балкона были целы, а само здание казалось достаточно прочным. Увы, его дни сочтены…Стефания Радзивилл умерла во Франции в городке Эмс. Но предание связывает ее смерть с усадебным домом в Дружноселье. Однажды вечером она нарядилась в самое красивое платье и вышла в гостиную, села рядом с мужем, склонила голову ему на плечо и отошла в мир иной, не промолвив ни одного слова...

А.А. Шмелев

Метки: ,

Комментарии

Пока нет комментариев.

Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или войти (поддерживаются OpenId, Facebook, Vkontakte, Twitter, Аккаунты Google)

При цитировании информации с сайта гиперрсылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!