Интерактив
Вход
Регистрация
Опрос
Опрос: Хотите ли Вы эмигрировать из России?
Да
Нет
В раздумьях

Реклама
Главная » Форумы » Все о фактах » События
Выставка «Святая Русь»
  • Мs Перельман
    31 Янв, 2012 13:29


    Выставку «Святая Русь» еще до ее открытия назвали эпохальной, выдающейся, ни с чем не сравнимой. Еще бы! В интерьерах Михайловского дворца в Санкт-Петербурге представлены истинные шедевры древнерусского искусства, собранные из 24 российских хранилищ. Никогда прежде эти работы, каждая из которых заслуживает отдельной экспозиции, не объединялись вместе.

    Триумфальное шествие выставки «Святая Русь» началось в Париже, где она стала ярчайшим событием Года России во Франции. Никогда прежде главный музей французской столицы, знаменитый Лувр, не экспонировал в своих стенах древнерусское искусство. И никогда показ предметов живописи, деревянной скульптуры, шитья, письма, чеканки и резьбы не имел такого успеха у европейской публики. Резонанс от выставки «Святая Русь» был настолько большим, что ее решили, практически в не измененном виде, показать на родине — в Москве и Санкт-Петербурге.

    Ирина Шалина, старший научный сотрудник Государственного Русского музея:
    «Тут собраны экспонаты начиная с самой древности, начиная со славянских памятников, найденных во время археологических раскопок, вплоть до экспонатов конца 17 века, некоторые из которых переходят эту границу. Причем, с одной стороны это - лучшие иконы, лучшая живопись, которая была создана на протяжении этих столетий, из самых разных художественных центров. Здесь очень широко представлены и Новгород, и Псков, и Москва, и Ростов, и Ярославль, и далекий Север. То есть, такого космического, по своему масштабу, представления древнерусской живописи мы не имели возможность увидеть в одном месте никогда.»

    Центральное место в экспозиции отведено иконам. Все они исполнены на дереве яичной темперой по левкасу. Согласно древнему способу изготовления краски, яичную темперу получали посредством смешивания пигмента в яичном желтке с добавлением уксуса. Левкас — это фоновое покрытие для рисунка, как правило, белого цвета. Живопись при применении такой техники получалась яркой и сочной и будто бы светящейся изнутри.

    Каждый из представленных на выставке предметов прошел длительную и сложную реставрацию. Более 10 лет тяжелой и кропотливой работы понадобилось московским мастерам из Центра имени Грабаря, чтобы представить практически в первозданном виде икону с изображением Великого князя Василия Третьего. И таким образом заново открыть для мира одно из центральных произведений живописи 16 века — времени, когда формировались идейные и художественные ориентиры, определившие дальнейший ход развития русского искусства.

    Именно эта «открытость» икон позволяет не только лучше рассмотреть все нюансы живописи и композиции, но и оценить работу реставраторов — людей, титанический труд которых сохранил для нас шедевры древнерусских мастеров. Иконы, которые находятся на выставке, тоже предстают в необычном для себя виде - без обрамления, как бы обнаженными. Ведь в храмах они всегда украшались и украшаются многочисленными тканями, привесками, вкладами серебряных и ювелирных изделий, литургической утварью.

    Ирина Шалина, старший научный сотрудник Государственного Русского музея:
    «Всё, что мы здесь видим — иконы, о реставрации которых всем довольно хорошо известно, и каждый раз мы о них знаем, что это, по сути - новое раскрытие памятника. Это, например, памятники шитья — реставрация которых является особым реставрационным искусством. Поскольку реставратор имеет дело с очень тонкими, хрупки, древними нитями, которые требуют не только укреплениям, расчистки, но и возвращения им того первоначального сияния авторского. Конечно, это не всегда возможно, но реставратор к этому всегда стремится. Очень часто такие ткани необходимо переложить на новую основу, что тоже является, по сути дела, особым реставрационным искусством.»

    На выставке «Святая Русь» представлено огромное количество уникальных и очень значимых для своего времени рукописей. Манускрипты и другие рукописные творения довольно редко выставляются. Это связано с тем, что пергамен или бумага, на которые нанесены древние тексты, очень чутки к изменению температурно-влажностного режима. Если не провести комплекса защитных и укрепительных мер, они просто могут рассыпаться от ветхости. В экспозиции, представленной в Михайловском дворце, можно увидеть Киевскую псалтирь — редчайший манускрипт конца 14 века. Пергаменная рукопись состоит из 229 листов и содержит псалмы, хвалебные песни и молитвы. На полях — цветные миниатюры.

    Ирина Шалина, старший научный сотрудник Государственного Русского музея:
    «Необходимо было эту рукопись для полной реставрации расшить. Это очень было тяжелое решение, поскольку расшить-то рукопись можно, а вот соединить, сшить ее обратно в том же виде, в котором она была в древности, практически невозможно. Все-таки решено было расшить ее на отдельные тетради. Тетради — это такие достаточно большие части рукописи, которые складывались из единого листа. Когда Киевская псалтирь была расшита, в течение долгого времени она подвергалась укреплению. Потом её клали под тяжелый пресс — рукопись распрямлялась. Это тоже очень длительный процесс. И только после этого началась такая кропотливая расчистка каждого листа.»

    Пергамент расчистили от пыли, грязи и восковых пятен, небольшие утраченные части листов восполнили новыми фрагментами. В процессе реставрации удалось избежать применения химических реактивов, поэтому, чернила, которыми написан текст псалтири, сохранили все оттенки, а краски миниатюр — начальную яркость и свежесть. Манускрипт после очистки и укрепления сканировали и теперь его можно увидеть не только в расшитом на тетрадки виде, но и в электронном — на специальных экранах, установленных в зале.

    Выставка «Святая Русь» несет в себе сильнейший нравственный посыл. Это напоминание нам о том, что помимо бренного и суетного мира, в котором мы существуем, есть еще и иной, наполненный спокойствием и внутренней чистотой. Что кроме современных ценностей, часто ложных и никчемных, есть ценности духовные и сердечные. И если побывавший на выставке человек найдет в себе силы открыть этот другой мир, значит миссия экспозиции «Святая Русь» оказалась успешной.
    по материалам RTG.tv
    цитировать
При цитировании информации с сайта гиперрсылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!