Интерактив
Вход
Регистрация
Опрос
Опрос: Хотите ли Вы эмигрировать из России?
Да
Нет
В раздумьях

Реклама
Главная » Wiki » Битва при Прейсиш-Эйлау
Битва при Прейсиш-Эйлау

Битва при Прейсиш-Эйлау

Прейсиш-Эйлау
Битва при Прейсиш-Эйлау

Битва при Прейсиш-Эйлау — самая кровавая битва в русско-прусско-французской войне.

Дата

7 февраля, 8 февраля 1807 г.

Место

Прейсиш-Эйлау, Пруссия

Итог

Ничья

Стороны

Франция Россия и Пруссия

Командующие

  • Наполеон I
  • Беннигсен

Силы сторон

  • 65 000 солдат 300 орудий
  • 72 000 - 73 000 солдат 400 орудий

Потери

22 000 убито и ранено, 5 знамён потеряно

Прейсиш-Эйлау
Перемещения войск непосредственно перед битвой

Политическое значение сражения

В феврале 1807 года, в восточной Пруссии у г. Прейсиш-Эйлау состоялось генеральное сражениe между русско-прусской армией, под начальством генерала Беннигсена и французской, под начальством самого импе­ратора французов — Наполеона I.
Несмотря на личное предводительство французской apмией величайшим полководцем всех времен, числен­ное превосходство или равенство сил сторон и тактиче­ское превосходство французской армии, вопрос о победи­теле остался открытым и, хотя русские отступили, как бы признавая себя побежденными, но и Наполеон, оставшись 10 дней на поле сражения, несмотря на всю невыгоду отступления русских к Кенигсбергу и связанного с этим направлением обнажённого сообщения с Россией, несмотря также на усиление Наполеона корпусами Нея и Бернадота, а затем и гренадерами Удино, он не только что отступил, но даже и вовсе прекратилъ кампанию.
Сам Наполеон, три года спустя, в 1809 году, высказал состоявшему тогда при нем русскому ротмистру Чернышеву, что „если я объявил себя победителем при Эйлау, то только потому, что вам угодно было отступить".
Оставшись 10 дней на поле сражения, Наполеон, в блестящих бюллетенях, объявил на весь мир о своей новой победе. Однако Европа не замедлила узнать истину ,и событие 27-го (13) января начало оцениваться, как первый сильный отпор, данный русско-прусской армией не знавшему до сих пор никаких неудач великому полководцу. После Ульма, Аустерлица, Вены и Ауэрштедта, сражение у. Прейсишъ-Эйлау произвело впечатление яркого и неожиданного события, остановившего победоносное шествие Наполеона, что воскресило надежды побежденных правителей и покоренных народов.

Военное значение сражения

В военном же отношении сражение представляется: с точки зрения ведения его Наполеоном, образец недосягаемого и вечно-свежего искусства его ведения в сочетании с полной, бесповоротной решительностью; с точки зрения ведения его нами, как нового памятника нашей военной славы, нашего национального мужества и стойкости и, одновременно, большой жизненности и искусства контрманевра, а потому сражение заслуживает возможно полного и всестороннего исторического и научного исследований, а равно и памятного чествования.

Сражение это явилось результатом активных операций, во вторую зимнюю кампанио 1807 г., нового главнокомандующего — генерала Беннигсена.

Обстановка перед битвой

В конце декабря закончился первый период второй борьбы русских с Наполеоном, период полного безначалия и неимовернаго хаоса в операциях русских. Русская армия, управляемая двумя враждебными друг другу начальниками, вернулась в Poccию. Наполеон, оставаясь в Польше, дал армии отдых и расположил ее на широких квартирах.

К 1-му января (18 декабря) 1807 года, главнокомандующим русской армией был назначен генерал Бенигсен, и, таким образом, установлено единоначалие.

Решив перенести операции в северную зону, в Восточную (старую) Пруссию, Бенигсен 4-го января (21 декабря) выступил с 65000 — 68000-ным войском к Гоганигсбургу. Наполеон дав войскам отдых, одновременно деятельно готовился к продолжению борьбы, стремясь, за время отдыха армии, овладеть всем течением р. Вислы, для создания на этой реке оборонительной линии и операционного базиса для новой, ближайшей кампании, почему, приступая к блокаде Грауденда и Данцига, еще занятых пруссаками, укреплялся у Торна и Варшавы.

Ближайшим предметом действий для активных операций отдохнувшей армии французов являлся город Кёнигсберг, вторая столица Пруссии, где сосредоточились силы и средства королевства после погрома 1806 года. Отсюда, естественно, что, перенеся наши операции в северную зону, русским, в свою очередь, слдовало принять все меры для прикрытия и обезпечения Кенигсберга. Эта задача, в виду значительнго превосходства французской армии, необходимости нашего усиления и сохранения нами сообщений с Россией, необходимости устройства административной части (особенно продовольствия) русских и, наконец,— отдыха для войск, ближайшим образом разрешалась нашим расположением на р. Алле, на участке, примерно, Гудштадт-Алленбург. Став таким образомъ на путях в Россию и устроив себе ва этом участке, путем военно-инженерной и административной подготовки, операционный базис на р. Алле и угрожая отсюда во фланг операциям Наполеона против Кенигсберга, мы накапливали бы силы для предстоящей новой кампании. Таковы были требования обстановки.

Беннигсен однако не подчинился обстоятельствам и, соединившись с Лестоком, пошел к р. Алле на Вислу, пытаясь по пути разбить излишне высунувшегося с квартир Нея и отдельно, за Пассаргой, стоящего Бернадота. Успех своих действий Беннигсен строил на испытанных им качествах наших войск и... на удачи, той удачи, которая дала ему славу победителя Наполеона под Пултуском.

Действуя медленно и нерешительно, Беннигсен упускает Нея и Бернадота, а вслед за этим отказывается и от операции на Вислу и к 15-му января () вытягивает союзную армию от Фрейштадта до Зебурга, на протяжении 80 верст, став фронтом к отдыхавшей французской армии, а тылом к морю, имея пути в Россию и к Кенигсбергу, отходящими от своего крайнего левого фланга, предполагая в этом беспредметном и опасном распо­ложении дать армии отдых на несколько дней.

Очевидно, Беннигсен вступил в период сомнений и колебаний.
С 15-го же числа Наполеон является вполне ориентированным направлением нашего движения и расположением и в тот же день поднимает армию с квартир и, искусно направляя ее части для общего сосредоточения, рассчитывает 21-го—22-го нанести русским удар в левый фланг, располагая 70,000—72,000 примерно, и, разбив затем нашу армию по частям и отрезав ей сообщения с Россией и даже с Кенигсбергом отбросить ее к Фришгафу; равнодействующей удара должно послужить направление Хоржеле-Вилленбург-Пассенгейм.

Казалось, уже ничто не могло отвратить нанесения Наполеоном этого удара, и наше поражение должно быть неминуемым.

От верной беды нас спасает самый простой и обыкновенный случай: захват 19-го Елизаветградскими гусарами, а затем и казаками инструкции Наполеона Бернадоту, в которой заключался весь секрет замышляемаго удара.

Документ попадает в руки бывалого и распорядительного князя Багратиона, только что прибывшего из армии, который и извлекает из него всю выгоду; решив немедленно отступить к армии, искусными действиями авангарда, Багратион вводит в заблуждение Бернадота, отступившая еще далее к Торну, чем лишает себя возможности присоединения к Наполеону, отстав на целых два перехода, которые он уже не мог выиграть до самого Прейсиш-Эйлауского сражения, — первая бездонная заслуга в эту кампанию Багратиона.

22-го наша армия спешно и с напряжением сосредотачивается у Янково и только наиболее удаленный корпус Лестока вынужден теперь, уклоняясь от боя с действующим ему наперерез Неем, искать соединения с армией кружными и форсированными маршами. В тот же день 22-го Наполеон является перед нашей армией, за­став ее, к великому своему удивлению, сосредоточенной, почему принимает новый план действий и, маневрируя корпусами Сульта и Даву в обход и тыл нашего левого фланга, на 23-го назначает атаку Янковской позиции. Беннигсен решает отступать, и с вечера 22-го начинается для нас период тяжелых, зимних ночных отступательных маршей, в которых утомленная армия наша при­звана к новому чрезвычайному напряжению, лишениям и самоотвержению. Искусному, настойчиво и решительно ве­денному преследованию, мы противопоставляем столь же искусное, равно и стойкое действие арьергардов, руководимых славными деятелями эпохи — Багратионом и Варклаем,- и четырехсуточными маршами с непрерывными боями ариергардов выручаем наконец армию из того безвыходного положения, в которое ее поставил Беннигсен.

После четвертого ночного марша армия приходить в Прейсиш-Эйлау, и Беннигсен решает дать здесь отпор Наполеону всеми силами, но располагает армию позади Прейсиш-Эйлау, исключив из линии обороны этот важный опорный пункт, предпочитая открытое расположение на пустынных холмах позади, на линии с. с. Шлодитен и Серпален.

После кровавого и славного для нас арьергардного боя у Гофа, с утра 26-го Багратион прикрывает отступление армии и ее расположение на выбранной позиции, став южнее города между озерами Тенкнитен и Вашкейтер, имея в самом городе еще и второй арьергард Барклая. Авангард Багратиона, имея между озерами отряды Маркова и Багговута и во второй линии всю 8-ю дивизию и шесть конных полков, в 2 часа дня был уже атакован колонами корпуса Сульта и, перейдя, под покровительством огня конной роты Ермолова, в атаку Софийским и Псковским полками, отбросил французские колонны.

Литература

  • Б. Колюбакин "Сражение у Пейсиш-Эйлау", С.-Петербург, 1911

Смотрите также

Последнее изменение от Мs Перельман: 7 Фев. 2012, 18:07 |История
При цитировании информации с сайта гиперрсылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!