Интерактив
Вход
Регистрация
Опрос
Опрос: Хотите ли Вы эмигрировать из России?
Да
Нет
В раздумьях

Реклама
Главная » Wiki » Булгаков Михаил Афанасьевич
Булгаков Михаил Афанасьевич

Булгаков Михаил Афанасьевич

Булгаков Михаил Афанасьевич

Булга́ков Михаи́л Афана́сьевич (3 (15) мая 1891, Киев — 10 марта 1940, Москва) — русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография и творчество

Выдающийся русский советский писатель и драматург, известный также произведениями других жанров; один из самых значительных авторов советской литературыры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился на Воздвиженской улице в Киеве 3(15 мая) 1891 г. в многодетной семье (четыре дочери и трое сыновей) профессора церковной истории Киевской духовной академии. А умер в Москве, на ул. Фурманова, 10 марта 1940 г., продолжая «сколько хватает сил» править роман «Мастер и Маргарита» (1928— 1940), впитавший многие — неотделимые от судьбы — мотивы творчества, растущие из глубин мировой литературы и Библейского контекста.

Домом для М.А.Булгакова был Киев, здесь он учился в Первой киевской гимназии (1901—1909), огорчая мать приступами отроческой самостоятельности, а затем на медицинском факультете Киевского университета (1909—1916). Здесь он получил звание «лекаря с отличием» («Автобиография», 1924), а ранее, в 1913 г., повенчался с юной Т.Н. Лаппа. В родительском доме были написаны первые рассказы. Частой гостьей Булгаковых была бабушка со стороны матери — А.И. Турбина. Смерть матери, весна, май и вишневые деревья окажутся для Турбиных («Белая гвардия») символами Дома, в который нет возврата в революционную распутицу, превратившую жизнь самого Булгакова в затянувшуюся Страстную неделю, четыре дня из которой (с Великой Среды по Великую Субботу, включая Пасхальный рассвет) описаны в «Мастере и Маргарите». Те же символы — смерть героев, май, зацветающие вишни, надежда обрести дом и покой — повторятся в развязке его последнего романа. Воланд манит миражом утраченного дома, но способен лишь лишить героев Светлого Воскресения.

Послереволюционный Киев — особый хронотоп в творчестве Булгакова, в котором его герои переживают вечные коллизии любви, чести, долга пред Царем и Отечеством. Семья и дом — духовная опора, которой нет вне Киева. За его пределами Булгаков становится не столько провидцем, сколько изобретателем полных реминисценций (из Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Чехова, Мольера, «Фауста» Гете и Гуно, Гофмана, Андерсена и др.) сюжетов для героев-одиночек, словно принявших 15 капель гомеопатического раствора Ивана Васильевича («Театральный роман»), позволяющих не чувствовать, что в шутовском обличье является рок. Ад приучает жить в атмосфере апокалипсического фарса. Сверхъестественное зло парализует волю, повергая в безволие смеха, морфия или сна.

В борьбу с болезнями и «тьмой египетской» в душах людей Булгаков вступил летом 1916 г., когда, ускоренным выпуском окончил университет Св. Владимира, работал в прифронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. В 1916—1917 гг., освобожденного по болезни от призыва, Булгакова назначают доктором в земскую больницу села Никольского Смоленской губернии, затем переводят в Вязьму. Здесь, в глухой провинции, он начинает работать над «Записками юного врача», само название которых указывает на влияние не обычайно популярных «Записок врача» В.В.Вересаева (1901).

Революция застала Булгакова в Вязьме, но уже в начале 1918 г., он едет через Москву, где надеется освободиться от военной службы и пристрастия к морфию, в Киев. В родной город Булгаков прибудет в марте 1918 г. и попытается заняться частной врачебной практикой и творчеством, станет свидетелем десяти из четырнадцати переворотов («Киев-город», 1923) — причем каждая новая власть постарается призвать его на службу, — узнает о расстреле царской семьи, а в августе 1919 г., после взятия Киева генералом Деникиным, будет мобилизован в Белую гвардию и отправится на Северный Кавказ военврачом, сочиняя в поезде рассказ, опубликованный в ненайденном номере газеты.

Первой публикацией Булгакова считается газетная статья «Грядущие перспективы» (г. Грозный. 1919. — № 47. — Ноябрь.), в которой звучат нотки неприятия революции с монархических позиций.

Но в 1919 г. в душе Булгакова произошел переворот: во Владикавказе деникинцы бросили слегшего с тифом молодого писателя, и он решился сотрудничать с новой властью.

В 1920—1921 гг. Булгаков работает во владикавказском подотделе искусств, читает лекции о Пушкине и Чехове, пишет пять пьес для местного театра. Три из них будут поставлены. Но затем Булгаков, еще недавно стремившийся к постановкам в Москве, уничтожит рукописи. Уцелеют лишь написанные в соавторстве с Ю.Л.Слезкиным «Сыновья муллы». Несовершенное должно гореть. Едва ли Булгакова мог порадовать в те дни афоризм Воланда «рукописи не горят» — не горят лишь договоры с ним, которые уничтожаются не огнем, а покаянием. В отличие от своего Мастера Булгаков не писал в соавторстве с Воландом, хотя это искушение преследовало его. Творчество — всегда договор с Богом или дьяволом. Оно либо окрыляет, либо тяготит творца. Булгакова порой тяготили созданные им образы, например покончивший собой Хлудов в ранней редакции (1933 и 1934) «Бега». Максудов, автобиографический герой «Театрального романа» (1936—1939), при свете адского огня в электрической печке и отсветах болезненно-прозорливого воображения, уже явно заключает договор со своим Воландом — с управляющим материальным фондом театра Гавриилом Степановичем, призывавшим о душе подумать.

На Кавказе Булгаков продолжал мечтать об эмиграции. В дальнейшем великий Исход интеллигенции из России утратит для писателя библейское звучание и масштаб и — отчасти под влиянием эмигрантских воспоминаний Л.E. Белозерской-Булгаковой, второй жены писателя, — превратится в тараканьи бега. («Бег», 1926—1937).

В последние дни своего пребывания на Кавказе Булгаков встречается с О.Э. Мандельштамом, который, видимо, повлиял на его решение уехать в Москву.

Итак, в конце 1921 г. Булгаков оказался в столице. Устроился при помощи Н.К. Крупской секретарем в Литературный отдел Главполит-просвета при Наркомпросе. Но это Лито недолго просуществовало в нэповской Москве. В поисках заработка, в хлопотах о получении жилья Булгаков не оставлял мысли завершить начатый во Владикавказе большой роман. В трудный момент, с письмом на имя Ленина, Булгаков является на прием в Наркомпрос. И вновь, уже после смерти Ленина, молодому писателю помогает Н.К. Крупская: Булгаков (с первой женой) получает право на жилье в коммунальной квартире № 50 в доме на Садовой, распахнувшей перед ним свои двери и нравы, многократно описанные в рассказах, фельетонах, «Мастере и Маргарите».

Сменив множество профессий (конферансье, инженер...), Булгаков уже весной 1922 г. начинает печататься в «Рабочем», «Рупоре», «Железнодорожнике», «Красном журнале для вех», «Красной ниве». Становится постоянным фельетонистом газеты «Гудок», работая над «четвертой полосой» с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем и Ю. Олешей. Пишет для берлинской газеты «Накануне» (редакторы коей Ю.В. Ключников и Ю.Н. Потехин были в числе авторов сборника «Смена вех», обосновывавшего сближение эмиграции с Советской Россией). В воскресном литературном приложении к газете, выходившем под редакцией А.Н.Толстого, в 1922 г. напечатаны «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Красная корона» и «Чаша жизни» Булгакова.

Удивительно чуткий к искажениям человеческой природы, Булгаков в 1923—1925 гг. создает «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), опубликованные Н.С. Ангарским в альманахе «Недра», «Собачье сердце»(1925). (Последняя рукопись наряду с дневником была изъята при обыске квартиры Булгакова 7 мая 1926 г. и возвращена после хлопот Горького и Е.П. Пешковой, а также после попытки Булгакова демонстративно выйти из Всероссийского союза писателей.). О первых повестях Е.Замятин отозвался как о «фантастике, корнями врастающей в быт».

Метафорой преображения человеческого материала в Советской России стал эксперимент профессора Преображенского, пересадившего Шарику гипофиз человека. Не подобного ли «гомункулуса» предстоит создавать Мастеру. У Булгакова чудовищ порождает сон Сердца, а не Разума.

Знаком творческой зрелости Булгакова явился роман «Белая гвардия» (1925, 1929). В Турбиных Булгаков возрождает редкую сердечную проницательность и интуицию добра и зла — ту зрелость душевную, которая не позволяет Гражданской войне расторгнуть семейные узы. В 1926 г. в содружестве с МХАТом Булгаков пишет на основе романа пьесу «Дни Турбиных», премьера которой состоялась 5 октября 1926 i Пьесу ждал зрительский успех и разгром критики, особенно рапповской, испугавшейся «антисоветских» настроений автора. В результате в 1929 г. пьесу сняли с репертуара. Мхатовская постановка была возобновлена лишь в 1932 г. «Контрреволюционный» спектакль выдержал почти тысячу (987) представлений. Его многократно посещал Сталин.

На рубеже 20—30-х гг. в печати развернулась травля писателя, пьесы его не ставились, произведения не печатались. Средств к существованию не было. В «Письме правительству» (1930 г.) Булгаков просит предоставить ему работу или отпустить за границу. 18 апреля 1930 г. Сталин ответил телефонным звонком: Булгаков получил должность режиссера МХАТа, где проработал до 1936 г. История взаимоотношений с театром положена в основу незавершенного «Театрального романа» (1936—1939). 2 октября 1937 г. Булгаков пишет Борису Асафьеву: «За семь последних лет я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно...»

Кроме «Дней Турбиных», пьесы Булгакова либо быстро сходили со сцены («Зойкина квартира», театр Вахтангова, 1926; «Багровый остров», Московский Камерный театр, 1928; «Кабала святош (Мольер)», МХАТ, 1936; инсценировка «Мертвых душ», МХАТ, 1932), либо репетировались, но не были доведены до премьеры («Бег», 1926—1937; «Адам и Ева», 1931; «Блаженство», 1934; пьеса о молодом Сталине «Ба-тум», 1939), либо были поставлены лишь после смерти автора («Александр Пушкин», инсценировки «Полоумный Журден», «Война и мир», «Дон Кихот»). Ни одна из пьес или инсценировок Булгакова не была опубликована при его жизни. Не напечатана и написанная по заказу для задуманной Горьким серии «Жизнь замечательных людей» «Жизнь господина де Мольера» (1932—1933), символически разделенная на 33 главы и впервые называющая гения мастером.

В 1936—1940 гг. Булгаков работал либреттистом-консультантом в Большом театре, создавая либретто опер на музыку В.П. Соловьева-Седова, И.О. Дунаевского и др.

Взаимоотношения гения и власти стали одной из центральных тем в творчестве зрелого Булгакова. Будучи не от мира сего, творец остро чувствует враждебность мирового закона и ищет спасения у царственной Прихоти — тени Неисповедимости Божьей. Союз гения с властью превращает его в Фауста, борьба с Князем мира сего — делает его подражателем Христу. Гений Булгакова всегда на распутье, всегда между Фаустом и Христом, а последнее обращение к авторитету власти закончилось для Булгакова трагически. Во МХАТе решили поставить к 60-летию Сталина пьесу «Батум», которая была запрещена. Пресса обвинила Булгакова в желании любой ценой наладить отношения с властью. Нападки и клевета в прессе привели к обострению его болезни и смерти.

В роду М. Булгакова были священники, от которых он получил странное наследство — долг вести духовную брань. «Мастер и Маргарита» — энциклопедия искушений. Пройдя сквозь круги цензурного ада, Булгаков создает маргинальный сюжет, в котором цензурируемым текстом оказывается само Евангелие, цензором — черный богослов, «вдохновивший» Л. Толстого и Ренана.

В романе нет евангельского Христа. Создавая Га-Ноцри, Булгаков снимает антитезу Фауста и Христа: герой не борется с Князем мира сего (в мистическом и социальном смысле) и не получает от него помощи. Иешуа — преображенный автобиографический герой Мастера, воображение которого парализовано Воландом, внушающим мысль о мессианском достоинстве гения. Мастер — гений, впавший в прелесть и не столько себя уподобляющий Христу, сколько мечту о Христе — себе. Искушение видеть в себе Христа (вспомним Блока, Пастернака и Высоцкого) велико, ибо писатель одинок в нарочито уродливом социалистическом мире, бытие которого достойно осуждения даже на основании «заповедей» «отцензурированного» Евангелия, ибо в булга-ковской Москве, в отличие от Иешуа, никто не называет своего ближнего «добрым человеком». Эти слова «евангелия» тоже уловка Волан-да, создающего все новые поводы для осуждения человечества. Искушение гениев состоит в том, что они воспринимают не смерть за мир, а жизнь в падшем мире как свою Голгофу. За несколько дней до смерти Булгаков несколько раз перекрестил себя и жену и произнес, имея в виду роман: «Чтобы знали...». А сегодня, может быть, и нам предстоит узнать на страницах романа сокровенные истины, помогавшие Булгакову сохранить христианское сердце в атмосфере черной мессы 30-х гг.

«Мастер и Маргарита»

Главное произведение Булгакова и одно из художественных достижений русской и мировой лит-ры 20 века — многоплановый филосовско — фантастический роман «Мастер и Маргарита» — создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рукопись была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: «Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на многие языки придали творчествуву Булгакова «мировой резонанс» (М. Чудакова).

Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с различным уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) — эту открытость, принципиальную «неэлитарность» произведений Булгакова хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов; разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, литературные, исторические и культурные ассоциации, — вызвали широкий веер интерпретаций (от «иконоборческого» до «христианско — апологетического» и «мистического») и неутихающую по сей день полемику.

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиографическая, история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и художественно близка к совершенству, в то время как «московские» страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Булгаков размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане — мессии) и обывательства. При всей сложности роман Булгакова за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Булгаковым также предприняты попытки использования фантастических тем и сюжетов в драматургии, однако его фантастастические пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон «Адама и Евы»; «пародию на Ж. Верна « (а по сути — на весь «социалистический эксперимент») представляет пьеса «Багровый остров».

В двух пьесах Б. — «Блаженство» и «Иван Васильевич» — применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй — в прошлое; вторая повесть экранизирована («Иван Васильевич меняет профессию»).

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

Произведения Михаила Булгакова

  • Грядущие перспективы (1919)
  • Киев-город (1923)
  • Белая гвардия (1922—1924)
  • Записки на манжетах (1923)
  • Роковые яйца (1924)
  • Вьюга (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Звёздная сыпь (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 году.
  • Крещение поворотом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Полотенце с петухом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Пропавший глаз (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Тьма египетская (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 году.
  • Стальное горло (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия») (1925), в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году.
  • Зойкина квартира (пьеса), поставлена в 1926.
  • Морфий (1926)
  • Трактат о жилище. Сборник рассказов (1926)
  • Бег (1926—1928)
  • Багровый остров (1927)
  • Мастер и Маргарита (1929—1940), в СССР опубликован в 1966 году.
  • Кабала святош (1929)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (1934)
  • Последние дни (Пушкин) (пьеса в четырех действиях) (1935)
  • Иван Васильевич (1936)
  • Мольер (Кабала святош) (постановка) (1936)
  • Записки покойника (Театральный роман) (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году.
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь») (1939)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) — реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия — Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) — реж. Алекса́ндр Пе́трович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии 370 мин.) — реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) — реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) — реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) — реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) — реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, 500 мин.) — реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) — реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) — реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) — реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) — реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) — реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) — реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) — реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) — реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача ) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) — реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона” ) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) — реж. Алексей Праздников

Смотрите также

Вложения для Булгаков Михаил Афанасьевич

Последнее изменение от Мs Перельман: 7 Ноя. 2011, 11:57 |История
При цитировании информации с сайта гиперрсылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!