Интерактив
Вход
Регистрация
Опрос
Опрос: Хотите ли Вы эмигрировать из России?
Да
Нет
В раздумьях

Реклама
Главная » Блоги » Блог пользователя Серафим Русский » Иван Грозный не убивал своего сына
Иван Грозный не убивал своего сына

4 июля 2011 в 13:56 от Серафим Русский

А сына-то Грозный не убивал!

Увидев в 1885 году в Санкт-Петербурге на выставке новую картину Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года", которая потом стала известна под упрощенным названием "Иван Грозный убивает своего сына", обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен ее сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: "Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический". 


ОТЧЕГО ЖЕ УМЕР ЦАРЕВИЧ? 


Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Худ. И. Е. Репин. 1885 г


Действительно, факт убийства царем Иоанном Васильевичем Грозным своего сына царевича Иоанна до недавнего времени казался бесспорным, ведь он нашел отражение даже в школьных учебниках, как одно из свидетельств о якобы существовавшей жестокости Русского Православного Самодержавия. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге "Самодержавие Духа", где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. 

Но что же сообщают документы? 

В Московском летописце за 7090 (1581 .- Н.Ш.) год написано: "...преставися царевич Иоанн Иоаннович". 

Пискаревский летописец указывает более подробно: "... в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день... преставление царевича Иоанна Иоанновича". 

В Новгородской четвертой летописи говорится: "Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе..." 

Морозовская летопись констатирует: "... не стало царевича Иоанна Иоанновича". 

Как видим, об убийстве ни слова. 

Что же касается фактов, свидетельствующих о смерти царевича Иоанна от отравления, то они вполне обоснованны. 

В.В. Манягин в книге "Вождь Воинствующей Церкви" (2003) пишет: "По поводу болезни можно сказать определенно - это было отравление сулемой. Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма". 

Кто же это установил? 

"В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, - пишет Манягин, - были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. 

При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного. 

Ученые обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму. 

Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено. 

После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году). 

Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей.

Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Таким образом, советская историческая наука опровергает версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына". 


МИФ О СЫНОУБИЙСТВЕ СОЗДАН ИНОСТРАНЦАМИ


Иван Грозный у тела убитого им сына. Худ. Шварц В.Г. 1864


Кто же автор клеветы на Ивана Грозного? Имена этого сочинителя и его последователей известны. Их вымыслы - лишь звенья в цепи лживых измышлений о нашем великом прошлом. 

Митрополит Иоанн считал, что "решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений "исторической науки" оказали свидетельства иностранцев". О том же говорил и выдающийся исследователь древности Сергей Парамонов в книге "Откуда ты, Русь?", которую он издал под псевдонимом Сергей Лесной: 

"Нашу историю писали немцы, которые вообще не знали или плохо знали русский язык". Примером того являются лживая норманнская теория, миф о призвании варягов и прочие мифы. 

На то, что авторами трудов по русской истории являлись иноземцы, указывал и советский академик Б.А.Рыбаков. Он, в частности, писал: 

"Во времена бироновщины, когда отстаивать русское начало в чем бы то ни было оказалось очень трудно, в Петербурге, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен. Славяне IХ-Х веков были признаны "живущими звериньским образом" (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. 

Так, под пером Зигфрида Байера, Герарда Миллера и Августа Шлецера родилась идея норманнизма, которую часто называют норманнской теорией, хотя вся сумма норманнистических высказываний за два столетия не дает права на наименование норманнизма не только теорией, но даже гипотезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов". 

Казалось бы, речь идет об эпохе, не относящейся к теме. Но если не понимать стремление Запада исказить правду о нашем великом прошлом, трудно поверить и в то, что написанное об Иоанне Грозном иноземцами - обычная ложь. 

Можно привести тысячи примеров извращения истории нашего государства западными историками. 

Но особенно злостным нападкам подверглась эпоха Грозного. 

"С "легкой руки" Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской, - писал митрополит Иоанн. - Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о "дикости", "свирепости", "невежестве", "терроре" как о само собой разумеющихся чертах эпохи". Причем доказательствами якобы имевших место ужасов той эпохи для историков явились не свидетельства очевидцев, не архивные данные, не показания придворных, записанные и сохраненные архивами, а клеветнические измышления западных посланников. 

Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени "прославившемуся" ужасами инквизиции, что в России порядки не лучше. 

"Начиная с Карамзина, - писал митрополит Иоанн, - русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные "гости", и творческое "наследие" таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского народа". 

То же самое говорит и А. Гулевич в книге "Царская власть и революция": "Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась ее врагами". 


КТО ЖЕ АВТОР КЛЕВЕТЫ НА ИОАННА ГРОЗНОГО? 

Но кто же первый оклеветал одного из величайших русских самодержцев? 

Вот эти строки, которые сочинил Антоний Поссевин (папский шпион), подхватил Генрих Штаден (германский шпион) и процитировал слишком доверчивый (?) Карамзин: 

"Царевич, исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола", - и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!" 

Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королем Стефаном Баторием, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли. Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу... 

Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Православную Русскую Церковь открыто, путем крестовых походов, и тайно, с помощью ересей, стремилась теперь добиться этого обманом, обещая Иоанну Грозному, в случае, если он предаст истинную веру, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии. 

"Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, - писал М.В. Толстой в "Истории Русской Церкви". - Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима". 

Флорентийская уния, иными словами, соглашение об объединении православной и католической церквей, была подписана в 1439 году во Флоренции. Эта уния явилась очередной попыткой Рима распространить католичество силой. В ответ на нее в 1448 году собор епископов в Москве объявил Русскую Православную Церковь автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха. 

Комментируя М.В. Толстого, митрополит Иоанн писал: 

"Известный историк Русской Церкви мог бы добавить, что происки Рима в отношении России имеют многовековую историю, что провал миссии сделал Поссевина личным врагом царя, что само слово "иезуит", из-за бессовестности и беспринципности членов ордена, давно сделалось именем нарицательным, что сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти царевича и ни при каких обстоятельствах не мог быть свидетелем происшедшего". 

Иоанн Васильевич ответил иезуиту твердо и грозно: "Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская - одна с греческою вера? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера". 

Миссия потерпела полный провал, и взбешенный Поссевин, по злобе своей, сочинил миф о том, что Иоанн Грозный в порыве гнева убил своего сына и наследника престола царевича Иоанна Иоанновича. 

"Поссевин говорит, - пишет митрополит Иоанн, - что царь рассердился на свою невестку, жену царевича, и во время вспыхнувшей ссоры убил его. Нелепость версии (уже с момента возникновения) была так очевидна, что потребовалось "облагородить" рассказ, найти более "достоверный" повод и "мотив убийства". Так появилась другая сказка - о том, что царевич возглавил политическую оппозицию курсу отца на переговорах с Баторием о заключении мира и был убит царем по подозрению в причастности к боярскому заговору. Обе версии совершенно голословны и бездоказательны. На их достоверность невозможно найти и намеки во всей массе дошедших до нас документов и актов, относящихся к тому времени. 

А вот сведения о "естественной" смерти царевича Ивана имеют под собой документальную основу. 

Еще в 1570 году болезненный и благочестивый царевич, благоговейно страшась тягот предстоявшего ему царского служения, пожаловал в Кирилло-Белозерский монастырь огромный по тем временам вклад в тысячу рублей. Предпочитая мирской славе монашеский подвиг, он сопроводил вклад условием, чтобы "ино похочет постричися, царевича князя Ивана постригли за тот вклад, а если, по грехам, царевича не станет, то и поминати". 

Косвенно свидетельствует о смерти Ивана не от удара посоха и то, что в "доработанной" версии о сыноубийстве смерть его последовала не мгновенно после "рокового удара", а через четыре дня, в Александровской слободе. Впоследствии стало ясно, почему царевич угасал четыре дня - это было вызвано отравлением сулемой. 

Подхватил и развил версию о "сыноубийстве" и еще один проходимец - немец Генрих Штаден, прибывший в Москву с задачами разведывательного характера. 

Штаден написал клеветнические записки, которые Карамзин посчитал за правдивые и которые были разоблачены советскими историками. К примеру, И.И. Полосин назвал их "повестью душегубства, разбоя, татьбы с поличным", причем отличающейся "неподражаемым цинизмом". По словам другого советского историка, С.Б. Веселовского, "они представляли собой бессвязный рассказ едва грамотного, необразованного и некультурного авантюриста, содержащий много хвастовства и лжи". 

Вернувшись в Германию, Штаден изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить все церкви и монастыри, разгромить и упразднить православную веру, а затем превратить русских людей в рабов. Вот чьими данными пользовались многие русские историки, описывая в своих сочинениях эпоху Иоанна Грозного. 

Русский философ Иван Александрович Ильин предупреждал, что "в мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди - враждебные России, особенно Православной России,тем более императорской и нерасчлененной России. Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы", "японофобы" - так мир изобилует "русофобами", врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех... 

Поэтому, с кем бы мы ни говорили, к кому бы мы ни обращались, мы должны зорко и трезво измерять его мерилом его симпатий и намерений в отношении к единой, национальной России и не ждать: от завоевателя - спасения, от расчленителя - помощи, от религиозного совратителя - сочувствия и понимания, от погубителя - благожелательства, от клеветника- правды. 

Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага". 

А святой Василий Великий советовал выбирать из сочинений историков "только нужное для себя и согласное с Истиной, а прочее оставлять без внимания". 


ПОЧЕМУ ШЕЛЬМОВАЛИ ЭПОХУ ГРОЗНОГО? 

А почему вдруг подверглись клевете именно Иоанн Васильевич Грозный и время его царствования? 

Ответ прост: сильная Россия Западу страшна, а Иоанн Грозный создавал Московское царство могучим, боролся за чистоту веры и укреплял Православное Русское Самодержавие, основы которого заложил святой благоверный князь Андрей Боголюбский. 

Время царствования Иоанна Грозного и канун его были весьма знаменательны для России. Вот как оценивает эту эпоху доктор исторических наук С.В. Перевезенцев в книге "Царь Иван IV Грозный": 

"В XV столетии произошли события, особо важные для России, оказавшие огромное влияние на всю ее дальнейшую историю - в 1439 году во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей; в 1448 году, в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил Русскую Церковь автокефальной, т.е. независимой от константинопольского патриарха; в 1453 году прекратила свое существование Византийская империя; в 1480 году Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига. 

Для русского религиозно-мифологического сознания той поры столь быстрая последовательность, фактически совпадение этих событий не могло казаться случайным. И смысл виделся совершенно определенный - Сам Господь избрал Русь для осуществления на Земле неких Высших, Божественных предначертаний, ибо Россия осталась единственным в мире государством, которое несло человечеству свет правой веры. В этот период Москва начинает осознаваться как центр, ядро, средоточие не только России, но всего мира". 

И вполне естественно Запад забил тревогу. 

Не имея возможности уничтожить Русь военным путем, Запад прибег к клевете и шельмованию с целью подрыва авторитета верховной государственной власти в России. 

Наш историк Иван Егорович Забелин писал: 

"Всем известно, что древние, в особенности греки и римляне, умели воспитывать героев... Это умение заключалось лишь в том, что они умели изображать в своей истории лучших передовых своих деятелей, не только в исторической, но и в поэтической правде. 

Они умели ценить заслуги героев, умели различать золотую правду и истину этих заслуг от житейской лжи и грязи, в которой каждый человек необходимо проживает и всегда больше или меньше марается. 

Они умели отличать в этих заслугах не только реальную и, так сказать, полезную их сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполненного дела и подвига, что необходимо и возвышало характер героя до степени идеала". 

О наших же историках Забелин с сожалением сказал: 

"Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах и идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем... Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше. Лицемерить нечего: так думает большинство образованных русских людей..."


БЫЛ ЛИ ИОАНН ГРОЗНЫЙ ЖЕСТОКИМ? 

Инструктируя создателей фильма "Иван Грозный" режиссера Эйзенштейна и исполнителя роли царя - Черкасова, Сталин сказал: 

"Иоанн Грозный был очень жестким. Показывать, что он был жестким, можно. Но нужно показать, почему нужно быть жестким. Одна из ошибок Иоанна Грозного состояла в том, что он не уничтожил пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять крупных семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени". 

Иоанна Грозного называли тираном, приписывали ему непомерные жестокости, а между тем Сталин, который внимательно изучил политику царя, сделал вывод, что тот даже проявил излишнюю мягкость к враждебным боярским семействам, помиловав их и тем самым позволил ввергнуть Россию в Смутное время, унесшее почти половину населения Московии. 

Между тем факты опровергают жестокость царя и бесчеловечность опричного "террора". 

Н.Скуратов в статье "Иван Грозный - взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского" пишет: 

"Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, может показаться, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. 

Подавляющее большинство погибших названо в них поименно... казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах... Почти все они ранее бывали прощаемы под крестные целовальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами". 

Манягин отмечает, что такой же точки зрения придерживались митрополит Иоанн и историк Р.Г. Скрынников, которые указали, что за 50 лет правления Грозного царя к смертной казни были приговорены не более 4-5 тысяч человек. Но из этой цифры надо убрать казненных бояр до 1547 года, то есть до венчания Иоанна Васильевича на царство. Не может же он отвечать за взаимные убийства различных боярских кланов, рвавшихся к власти. 

Манягин пишет: "Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. 

Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I - более 120!. 

Каждый смертный приговор при Иоанне IV выносился только в Москве и утверждался лично царем". 

Власть православного царя Иоанна Васильевича была много мягче, нежели в Европе, о чем Манягин говорит следующее: "В том же XVI веке в других государствах правительства совершали действительно чудовищные беззакония. 

В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. 

В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. 

В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек. 

Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и в Гарлеме 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек". 

Итак, в "просвещенной" и "милосердной" Европе примерно за тот же период казнили более 378 тысяч человек, большей частью безвинных, а в России при Иоанне Грозном за конкретные тяжкие преступления были казнены 4-5 тысяч. Почему же Грозный царь-тиран, а европейцы - само милосердие? 

За время царствования Иоанна Грозного прирост населения составил 30-50%, за время правления Петра I убыль населения составила 40%. 

Поэтому царь Грозный - тиран, а Петр - Великий. Теперь мы видим, сколь точно определение И.Л. Солоневича: "Русский историк является специалистом по извращению истории России". 

Говоря о казнях, не следует забывать, что именно "не уничтоженное" боярское семейство Шуйских было одним из тех семейств, что толкнули Россию к Смутному времени. 

Именно со времени правления Василия Шуйского была нарушена православная вертикаль власти. 

Начиная с правления Иоанна III было установлено, что царь присягает Богу, а народ присягает царю как Помазаннику Божиему. Но безбожник Шуйский дал клятву не Богу - Он дал подкрестную клятву боярской верхушке. Это было началом разрушения Самодержавия, построенного династией Рюриковичей. И разрушение это стало результатом не жестокости, а, напротив, чрезвычайного милосердия Иоанна Грозного. 

"Мягкий и незлобивый по природе, - отмечал митрополит Иоанн, - царь страдал и мучился, вынужденный применять крутые меры". 

Часто бывало, что едва только начиналась казнь приговоренных по суду злостных преступников, как прибывал гонец с царской грамотой и те, кто еще не был казнен, отпускались под крестное целование. Но что безбожному слуге бесовскому до этого целования? В благодарность за милосердие царя отравили сулемой... 

И Россия покатилась к Смутному времени, в период которого из 15 миллионов человек потеряла 7 миллионов, а спасена была от полной гибели и превращения в польско-литовскую колонию лишь благодаря тому гениальному изобретению Иоанна Грозного, о котором мы незаслуженно забыли. 

Именно Земский собор, созванный в 1613 году по законам и правилам, внедренным Иоанном Грозным, смог возродить самодержавное правление. 

На этом Московском Земско-поместном соборе были окончательно отвергнуты посягательства на престол зарубежных самозванцев и избран русским царем Михаил Федорович Романов. 

Ведь подвиг князя Дмитрия Михайловича Пожарского не только в том, что он освободил Москву, но и в том, что он не польстился на царский престол и не "крикнул" себя тут же царем, подобно Шуйскому с помощью ближайших к нему лиц, а согласился лишь на временное управление страной, немедленно начав подготовку к созыву Московского Земско-поместного собора всея Русской земли, поддержавшего введение опричнины во имя спасения Православной веры и самой Русской земли.


Николай Шахмагонов

***



Приложение: Синодик опальных царя Ивана Грозного

Синодик опальных царя Ивана Грозного (7091 года) 

(Реконструкция текста)

Лета седмь тысящь девятдесят перваго царь и государь и великий князь Иван Васильевич всея Русии прислал в Кириллов монастырь сие поминание и велел поминати на литиях и литоргиях, и на понахидах по вся дни в церкви Божий.

Царь и государь и великий князь Иван Васильевич всея Русии велел написати в сенаники князей и боляр и прочих людей опальных по своей государеве грамоте.

Сих опальных людей поминати по грамоте цареве, и по-нахиды по них нети, а которые в сем сенаники не имены писаны, прозвищи или в котором месте писано 10 или 20 или 50, ино бы тех поминали: ты, Господи, сам веси имена их.

После ноября 1567 г.
Раба своего Казарина [Дубровской], да дву сынов его, 10 человек [его тех], которые приходили на пособь, Ищука [Ивана Боухарин], Богдана [Шепяков], Ивана [Огалин], Ивана [Юмин], Григоря [Темирев], Игнатя [Заболоцкого], (л. 80 об.) Федора [Еропкин], Истому [Кузьмин], князя Василия [Волк] Ростовский, Василия [Никитина Борисов], Василия [Хлуднев], Никифора, Степана [Товарыщевы], [Дмитрея Михайлов], Ивана [Потапов], Григоря [Фомин], Петра [Шестаков], князя Михаиле [Засекин], Михаила [Лопатин], Тихона Тыртов, Афонася инок [старца, что был] [Ивашов].

После 22.03.1568 г.
[Митрополичих]: [старца] Левонтия [Русинов], Никитоу [Опухтин], Федора [Рясин], Семена [Мануйлов].
«Дело» боярина И.П. Федорова (список 1) [Владыки Коломенского боярин] Александра [Кожин], [кравчаго] Тимофея — [Собакина конюшаго], Федора, да [владыки Коломенского] дияк владыкин.
[Ивановы люди Петрова Федорова]: Смирново [Кирянов], [дьяка] Семена [Антонов], татарин Янтоуган Бахмета, Ивана [Лукин], Богдана [Трофимов], Михаил [Цыбневский], Троуха [Ефремов], Ортемя [седельник], (л. 81)
[В Колменских селах] Григорий [Ловчиков] отделал. Отделано [Ивановых людей] 20 человек.
[В Губине Оуглу] отделано 30 и 9 человек. Михаила [Мазилов], Левонтия [Григорьевых], Бряха [Кафтырев], Никита [Левашева].

[В Матвеищеве] отделано 84 человека, да оу трех человек по роуки сечено. Григория [Кафтырев], Алексея [Левашов], Севрина [Баскаков], Федора [Казаринов], [инока Никиту Казаринов], Андрея [Баскакова муромца], Смирнова Терентия, Василия [Тетерины], Ивана [Селиванова]; Григоря, Иева, Василия, Михаила [Тетерины], [да детей их] 5 человек; Осифа [Тетерин], князя Данила [Сицкой], Андрея [Батанов], Ивана [Пояркова Квашнин], Никитоу, Семена [Сабоуровых], [Семена Бочин]. Хозя [Тютина] з женою, да 5 детей, (л. 81 об.) да Хозяин брат; Ивана [Колычев], [Ивана, сын его]; Ивана Трекос, Никита [Трофимов]; Ивана [Ищукова] Боухарна; князя Володимер [Курлятева], князя Федор [Сисеев], Григоря [Сидоров], Андрея [Шеин], [сына его] Григоря [и брата его] Алексея.
[В Ивановском Большом] отделано 17 человек, да оу 14 человек по роуки отсечено.
[В Ивановском Меньшом] отделано 13 человек [с Исаковского женою Заборовского и с человеком], да оу семи человек по роуки отделано.

[В городищи Чермневе] отделано 3 человека, Тевриза, [да племянника его] Якова.
[В Солославле отделано 2 человека].
[В Бежицком Верху] отделано [Ивановых людей] 65 человек да у 12 по роуки отделано. Андрея да Григория [Дятловы], Семена [Олябьева], Федора [Образцов], Ивана Меншика [Ларионов, Ивана Ларионов], князя Семена [Засекина Батышев], (л. 82) князя Ивана [князя Юрьева сына Смелаго Засекина], Петра [Шерефединова], Павла племянник Ишуков, Елизаря [Шушерин], Федора [Услюмов Данилов], Дмитрея, Юрия [Дементиевы], Василя [Захаров] з женою да 3 сыны, Василия [Федчищов], Ивана [Болыпово Пелепелицын], Ивана Меншого [Григориевы дети Пелепелицына], Григория[Перепечина], Андрея Боухарина.

6.07.1568г.
Отделано 369 человек отделано и всего отделано июля по 6-е число.
«Дело» И.П. Федорова (список 2) Андрея [Зачесломской], Афанасия [Ржевской], Федора, Петра, Тимофея [Молчановы Дементиевы], Гордея [Ступишин], Ивана [Измайлов], князя Федор[ова сына Сисеева], Ивана [Выродков и детей его] Василия, Нагая, Никитоу, [дочь его] Марью, [внука] Алексея, да два вноука, да Иванова сестра Федора,
[Да Ивановых братьев Ивана Выродкова]: Дмитрея, Ивана; (л. 82 об.) Ивана, Петра [детей Дмитриевых], Верригоу, Гаврила, Федора, да [дву жен]: дочь [его] да вноука [Выродковы же, 9 человек]. Ширяа [Тетерин и сына его] Василя; Ивана, Григоря [Горяиновы Дементьевы], Василя [Колычов], Андрея, Семена [Кочергины], Федора [Карпов] Федора [Заболоцкой], Михаила [Шеин], князя Володимера, князя Андрея [Гагарины], Афонасия, Молчана [Шерефединовы], Ивана, Захария [Глухово], Ивана [Товарыщов], Феткоу [Бернядинов], Михаила [Карпов], Федора, Василия [Даниловы дети Сотницкого], князь Данила [Чулкова Ушатого], князя Ивана [князя Андрея Дашковы], Григория, Семена [Образцовы]. Афонася [Обрасцов], Молчана [Митнев], князя Федора, князя Осип, (л. 83) князя Григория [Ивановы дети Хохолкова Ростовской], Роудака [Бурцев], Михаила [Образцов, Рогатой], Иосифа [Янов], князя Александра [Ярославов], Василия [Мухин], Петра [Малечкин], Ивана [Большой], Ивана [Меньшой], Василя [Мунтов Татищевых], князя Федора [Несвицкой], Дмитрея [Сидоров], Оутошь [Капустина], князя Андрея [Бабичев], Каръпа [Языков], Матфея [Иванов Глебов], Федора, Ивана [Дрожжины], Андрея, Григория [Кульневы], [Ивана], Третя-ка, [Ивана], Григория [Ростопчины], Ивана [Измайловы], Семена, Ивана, [Федора, Елизара, Ивана, Каменьские].

11.09.1568г.
Отделано: Ивана [Петрович Федоров, на Москве отделаны] Михаила [Колычев], да три сыны его: Боулата, [Симеона], Миноу.
[По городом]: князь Андрей [Катырев], князя Федора [Троекуров], Михаила [Лыкова] с племянником(л. 83 об.). Ворошило [Дементьев, да 26 человек ручным усечением живот свой скончаша], Афонасиа [Отяев], Третяка [Полугостев], Второй [диак Буньков], Григория [Плещеев], Тимофея [Кулешин].

После января 1569 г.
[В изборском деле подьячих изборских: подъячаго] Семена [Андреев Рубцов; Рубцов человек Оглоблю]; Петра [Лазарев];
[псковичей]: Алексия [Шюбин], Афимью [Герасимов]. Ивана [Лыков], [казанского жильца] Юрия [Селин], Василия [Татьянин], Григория [Рубцов], Юрия [Незнанов], Михаила [Дымов, Михайлова человека Воронова] Коузьми-ну [Кусов], Третяка [Лукина, что был Черскаго].

Весна-лето 1569 г.
[На Вологде отделано: князя] Петра [Кропоткин], Третяка [и человек его Тимофея] Кожара, Василия [повар], Федора [помясы], Неоупокоя, Данило, Михаила [плотники], [болахонец] Ананя.
[Нижегородцы из земского]: Ивана, Третяка [Сидоровы], Данила [Айгустов], Ивана [Татьянин переславлин].
«Дело» Старицких (список 2)

[Благоверные княгини монахини Евросинии княж Володимеровы Андреевича матери] Евдокею [оуделная], да 2 человекы и с старицами, которые с нею были: (л. 84) [княж Владимрской постельницы, что была у князя молодого приставлена].Мария [Ельчина], [немки] Анноу [Козина], Анноу [тотарка], Катоуня [вдовы], Оулияноу [немка], Марфоу [Жюлебина], Акилиноу [Палицына]; Ивана [Ельчин], Петра [Качалкин], Ивана, [Шунежской], Федора [Ерофеев Неклюдов], Корыпана [рыболов].Федора [Петров Афонасьев человек Нащекина], Максима, да его два человека: Бык да Олексей, Афонасиа (Нащокин? — Р.С.) [дворник]; Четвертой, Дмитрея [Ягина], Семена [Лосминской].

Новгородское «дело» (список 1)
[Новоторжцев]: Салмана [Глухово], Роудака, Богдана, Меншой, Григория, Шарапа, Мисюра [Берновых], Осипа, Ивана [Глуховы].

[По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек], ис пищали отделано 15 человек: [По малютинские ноугородцкие посылки отделано 1490 человек].
Новгородцев: Данила з женою и з детми сам четверт, Ивана (л. 84 об.) Стефана [Фуниковы], Ивана [Бурово Чер-мазов], Ивана [Великово], Михаиле, Ивана [Павлинов], Михайлова жена [Мазилова] з двумя дочерми да з двумя сыны, [попова Филиппова сына Благовещенского] Якова [Змиев], Ивана [Извеков]. Матфея [Бухарин] с сыном, [Алексея Саоуров], Козмоу [человек его], Романа [Назариева сына Дубровского], Федора [Безсонов], Левонтия [Мусырьской], Сарыча [Савуров], Матреноу [Потякова], Молчана [Григорьев новгородец подъячей], Андрея [Горитьской литвин].

«Дело» боярина В.Д. Данилова Василия [Дмитриевича Данилов], Андрея [Безсонов дьякон], [Васильевых людей Дмитриевых два немчина] Максима летвин, Роп немчин.

[Козьминых людей Румянцова] Третяка, Третяка, Михаила [Романов], Третяка [Малечков, племянник Румянцов], Третьяк [лях, да новгородцов: архиепископля сына боярского], Третьяка [Пешкова], Шишку [Чертовской], Василия [Сысоев], Никитоу [Чертовской], Андрея [Паюсов], Ивана, Прокофя, Меншово, Ивана [Паюсо-вых], (л. 85) [дияк] Юрия [Сидоров], Василия [Хвостов], Ивана [Сысоев княж Владимиров сын боряский], Егоря [Бортенев], Алексея [Неелов], [дьяк] Иона [Юрьев], Стефана [Оплечюев], Семена [Паюсов], Григория, Алферия [Безсоновы], князя Бориса [Глебов Засекин], Андрея [Мусырской], Бориса [Лаптев], Роусина [Перфурова]. Дениса, Меньшика [Кондовуровых], Андрея [Воронов], Постника, Третяка, Матфея, Соурянина [Иванов], Григоря [Паюсовых], Постника [Сысоев], [владыки Тверского подключник] Богдана [Иванов], Федора [Марьин], Тоутыша [Па-лицын, Михаила[Бровцын], Григория [Цыплетев], Рудакова брата Пятого [Перфирьев], Меншово, Андрея [Оникиевы].

Около 1568-1569 гг.
[Ивановы люди Петровича]: Смирнове, Оботоура, Ивана (л. 85 об.) Лариона, Богдана, Петра, Вавила [Наганы новгородца].
[Из Сормы с Москвы] Бажин, старца Денеся [с Михайлова города], [старца] Илинарха.
Тимофея, Герасима [Нащекиных], Еремея [подьячего Дервин].

«Дело» В.А. Старицкого Молява [повара, Ярыша [Молявин], Костянтина [царевичев огородника], Ивана [Молявин], брат ево, Левонтия [Молявин], Третяка [Ягин], Игнатя [Ягин конюх], Семена [Лосминской], Антона [Свиязев подъячей], Ларивона Ярыга [и сына его] Неустроя [Бурков — пушкари], [с Коломны], Еж [рыболов], Русина [Шиловцов] ярославца, Федора [Соломонов рыболов], Василя [Воронцов товарыщи], Володимера [Щекина сытника], Семена [человек Грязной], Мария [Былова, да сына ее] Левонтия [Левошин].

9.10.1569 г.
[На Богане благоверного] князя Володимера [Андреевич] со княгинею да з дочерью, [дьяка] Якова [Захаров], (л. 86) Василя [Чиркин], Анноу, Ширяа [Селезневых], Дмитрея [Елсуфьев], Богдана [Заболоцкого], Стефана [Бутурлин].
[Нижегородцы]: Осея [Иванов], Степана [Бурнаков], Ивана [Дуплев], Иона [Кашира].

[Из Китая города]: Василия [Воскресенский поп, священноерея] Григория, [от Петра и Вериг попа] Козмоу, [ведун баба волхву] Мария, Василия [Неелов], Варлама Савина [москвитин], Юрия [Новокрещенов], Ивана [Вешняков подъклюшник], Семена [Чебуков], Семена [Оплечюев], Фторово [Федоров Аникиев], Иона [Боборыкин], Андрея [Котов], Третяка, Андрея [Колычев], Василия [Карпов подъячей], Василия [Кошуркин], Иона [Оушаков староста], Горяина [Пьямов ямского дьячка], Третяка [Бакин], Андреян [Шепетева, сын его] Иона.
[В Богороцком земский охотник] Семена [Ширяев] да псарей 16 человек. [А земских в селе] в Братошине псарей 20 человек; [в селе в Озерецком] Левонтиевых [людей Куркина] два человека.

Новгородский поход (список 2).
На [л. 86 об.] на заказе [от Москвы] 6 человек. [В Клине] Иона [каменщик].

Декабрь 1569 — январь 1570 г.
Пскович з женами и з детми на Медне 190 человек.
[В Торжку сожен] Невзора [Лягин серебреник] Оуляна [сереб-реник], Григория, Иона [Тещин сытник], пскович з женами и з детми 30 человек.

[Бежецкия пятины]: Игнатя [Неклюдов Юренев], Михаила [Басаев], Кирея [Новосильцов], Ждана [Нелединской]. Федора Сырково, Алексиа [Сырков] з женою и с дочерью, [Варвара] Третякова жена [Пешкова] з двумя сыны, [дьяка Иона [Матвеев] з женою и снохою, Матвея [Харламов] з женою и з дочерью, Семена [Козавицын] з женою, Второго з женою. Ивана [Плещиев], Григорья [Волынсково], (л. 87) Алексея [Неклюдов] з женою, Иона [Жаденской] з женою, Хотена з женою, Петра [Запоров] з женою да с сыном, Романа [Амосов] з женою и сестрою и с тещею, Меншево [Кротково] з женою, Давида [Оплечюев], Китая [Шамшев], Петра [Опле-чюев] Никитоу, Тимофея [Котовы], Терентия [Ивонин], Петра [Андрея Котовы], Постника [Кувшинов], Петра [Блеклой] з женою, да со снохою, да со вноуком, Пиная [Потяков] з женою да сыном, Иона [Кострикин] з женою да с сыном да с дочерью, Шемяка, Ошира [Кузьмин], Никона[Ощерин Болховские], Матфея, [Федотов], Бажена [Иванов], з женою да с сыном да з дочерью, Сурянина (л. 87 об.) Иона [Пасынка], Федора [Жаденской], Илию [Плещеев], Иона [Исакова] з женою з 2-мя дочерми, Андрея [Шишкин] з женою, Остафя [Му-хин] с женою, Фоуника [Яковлев] з женою, Федора [Пивов] з женою, Кирилоу [Голочелов] з женою, Исака [Басенкова] с женою, Дмитрея [Слозин], Иона [Мелницкой], Пелагия [Кур-дюкову]. Александра инок [протопоп Амос], Якова [Старой], Григорья [Бестужева], Семена, Никитоу, Федора [Палицыны], Соубота [Резанцова] з женою да з 2-мя дочерми, Василия [Веселой] с женою, Иона [Карпов] з женою, Пятово [Палицын]. Родивона [серебрянник], (л. 88) Обидоу [Нестеров], Дмитрея [Ямской].

[Подьячих новогороцких]: Федора [Маслов] с женою, [дети его]: Дмитрея, [дочери его] Ириноу: Ивана [Лу-кина] з женою [да их детей]: Стефана, Анну, Катериноу; Ки-рилоу [Ондреянов] з женою и з детми, [детей его]: Василя, Марфу; Харитон [Игнатьев] з женою [дщери его] Стефаниды; Петеля [Резанцов] з женою, да сын***, Карпа (л. 88 об.) Селянина [Шахов] з женою и детей его: Петра [Шахов] и Пелагею; Глеба [Ершов Климов] з женою [и дочь их] Матреноу; Федора [Борода] з женою; Иона [Ворыпаев] з женою; Григория [Палицын] з женою; Семена [Иванова] з женою, [дети их]: Федора, Данило; Алексеа з женою, Василиа [Зворыкин] з женою, Василия [Орехов], Аньдрея [Савоуров] з женью, [сына его] Лазаря; Белобока [Игнатев] з женою, Неждана [Оботуров] з женою, Богдана [Игнатьев з женою, Алексея [Соунятев] з женою и [дочь их] (л. 89) Марью; Григорья [Павлов], Федора [Ждановы] з женою и з детми: с сыном да з 2-мя дочерми, Григорья [Степанов] з женою, Алексея [Артемьев Сутянилов] з женою и з дочерью, [Алексея Дыдылнин], Лоукоу [Шатерин] з женью да с сыном, Истомоу [Кузьмин] з женою и з детми: сыном да с дочерью.

[Новгородцкие подьячие неже…] Алексиа, Безсона [Афо-насьев], Соухана [Григорьев], Семеона [Ежев], Смирнове [Нестеров], Боудило [Никитин], Богдана[Воронин], Мижуя [Крюков], Якова [Иванова], Илью [Селин], Ждана [Игнатьев], Василея [Леонтьев], Федора [Братской], Тимофея [Лисин].
Пимина инок [Нередицкого монастыря].

[Новгороцкие разсылыцики]: Никифора [Палицын] з женью и з детми и з 2-мя сыны, Семена [Платюшкин] з женью и з детми, с тремя дочерьми, (л. 89 об.) Андрея [Выповской], Иона [Ширяев] з женою и з детми: [два сыны]; Андрея [Юре-нев], [Чижа подъячей] с женою и з детми: [с сыном и с дочерью]; Иона [Едигиев]. [Иноку] Евдокею [Горбуша], Андрея [Тороканов], Сумо-рока [Елгозин], Охлопок, Нечая [люди Куликовы], Якова [Усов] з женою и з детми: [з дочерью и с сыном];Гоурья [Бутурлин], Исупа [Колзоков], Иона [Мячков], Истомоу [Лу-кошков], Микифора [Холщевник с женою] и с детми: [с сыном и с дочерью]; Якова [Кудрявцев] з женою и з детми: [з двема сыны — чадь их]; Артемья [Есипов] з женою и з детми: [сыном и с 2 дочерми]. Семена [Кроткой] з женою и з детми: [с сыном и з дочерью]; Прокофя [Огалин], Шеста-ка [Окунев], Якима [Климов], Иона [Палицын] з женою (л. 90) и з 2-мя сыны; князя Андрея [Бычков Ростовской] с материю, з женою и з детми: сын да дочь; Пятово [Семенов], Никитоу [Никитин], Гаврила [охотник], Игнатиа [Скомантов], Якова [Шалимов], Неклюда [Палицын], Варфоломея [Корелянин], Никифора [староста], Ятцкой [Дедяев], Алексиа [полоченин], Алексиа [портной мастер], Микоулоу [ездок], Иона [Опалевы], Левонтиа [Бутурлин], Ярой [Тихонов], Василиа [Крюкова], Иона [Кутузов], Афонася [Бабкин], Немира [Опалев], Тимофея, Ратмана [Палицыны], Иона [подъячей], Семена, Меншика [Шалимовы].
[Локоцкого погосту старосты]: Данилоу [староста], Дмитрея [Мякину Третьякова человека Шаблыкина]; Левонтия, Данило [староста]; Нечая [Матфеев].

Княгиню Афросенью [князь Никитина Ростовского Лобанова], (л. 90 об.), Антона [кожевник], Богдана [Игнатьев], Григория [Мотякин], Михаила [полочанин], Замятия, Нерка [Шепаковы]; Иона, Юрья, Федора, Василиа, Матфея [Милославские]; Алексиа, Постника [Хвостовы].

Василиа [Бутурлин], Юри [Линева], Данила [слуга Басманов], Вешняка [Дубровского с сыном], Алексиа [Дубровской с сыном]; Игнатя, Данила [Хвостовы].

Казни в Пскове (февраль 1570 г.)
[Изо Пскова: Печерского монастыря игумена] архимандрита Корниля Бориса [Хвостов], Третяка [Свиязев], [Печерского ж монастыря старца] Васьян инок [Муромцев], Еленоу [Неуда-чина теща], Дорофея инок [Курцов], Петра [Оплечюев], Тимофея [Колонтяев]; Захарью, Постника [Спячие]; Афанася, (л. 91) Стефана[Мартьяновы]; Василиа, Матфеа, Данилоу [Коротневы]; Третяка [Корелянин], Андрея[Образцов].

[Во Пскове: приказчиков городовых] 2 человеки [псковичь], Тимофея [Оплечуев], Василиа [Спячий], Гоуляа [Корелянин], [подьячего] Афонасиа [Пуговки], Смагоу [Ефимьев Вьялицын], Алексиа [Пешков], Иона [Клеопин], Иона [Пузиков], Михаила [Сумороков], Иона [немчин], Алексиа [Бовыкин].

[Из Новагорода да из тюрмы]: Марка, Федора [литвин]. Якова [Юренев], Юрья [Молвянинов], Тоучко [Юренев], Меншика [Юренев княж Иванова человека Бельсково], Иона [Веселой], Максима [Зеленин], Иона [Беликов], Сапоуна [Дубровской] и з женою и з детми [з 2 сыны и с дочерью], Иона [Аникиев], Никитоу [Линев], Иона [Куничников], Добрыню [сытник], Федора [Свиязев], Боулгака[Безсонов], Алферья, Шестака [Выповские], Никитоу [Яхонтов Хвостов]. Некраса [Поповкин], Истомоу [Горин], Молчана [Горин], (л. 91 об.) Гаврила [Чеботова Потперихин], Иона, Иона [Вяземсково], Сидора [Оуваров]. [Псарей]: Третяка, Четвертой [Борзовы], Ушатой [Поповкин], Соуря [Щекотов], Аксентиа [члк Путильцова], Федотя [Иазугин], Иона [Желтухин], Аксентиа [Олферьев], Дмитрея [путимлец], Петра, Иона [Паснъков], Михаила [Шелепин], Молчана [полыцик], Грязнов [Вяземского], Всячина [Скулин], Иона [псарь], Казарина [Поливово нарятчик], Шеметко [писщик], Нелюба [приезжево псарь],[Васильеву жену Прохнова с сыном и з дочерью]. Афонасиа инок [Ежев], Тимофей [сытник] с сыном, князя Василя [Гогарин], солотинской архимарит, Алексиа [стрелец], Онаня [подъячей], Иона [Берлин псарь].

Казни в Москве (лето 1570 г.) 
Третяка Весковатой з женою, Лаврентиа [Паюсов], Пантелея [Гнильев], Третяка[Елиневского], (л. 92) Третяка [Корнилов], Оваса Небытов, Алексиева жена Дубровсково з детми: [с сыном и с дочерью], Вешнякова жена Дубровсково з детми [с 2 дочерьми]. [Плохово Цвиленин], Прокофиа [Цвиленев], Афонасиа [Дубровин], Семена [подъячей], Митрофана инок архимандрита Печерсково, Елька [Малцов].

21.07.1570 г.
Князя Петра [боярин Серебреной]; [дияка] Мясоеда [Вислой]; [князя Александра Ярослав] княж Петров племянник; Леваша [подъячей], Романа [Поляников], Вешняка[подъячей Лобанов], Одинца [Желнинской], Петра [Шепяков], Иона [сытник]; Иона, Петра, Баскака [Оникеев], Ондреевы дети, сын да дочь; Ишукова жена Бухарина с невесткою.

Казни в Москве 25.07.1570 г.
Никитоу [Фуников казначей], Иона Вискватой [печатник], Василиа [Стефанов дьяк] з женою да 2 сына, [дьяк] Иона [Булгаков] з женою да з дочерью, [дьяк]Григория[Шапкин] с женою да 2 сына. Козмоу [Румянцев], Богдана [Ростовцев], князя Андрея [Тулупов], (л. 92 об.) Неоудачю Цыплетов, князя Василя [Шаховской], Саву [Обернибесов], Данила [Полушкин], Григорья [Милославской], Федора [Перешевни], Гаврила [Сидоров], Семена [Потяков], Мещерина [Караулов], Семена [Корюков], Романа [Шишмарев], Постника [Федоров], Матфея [Палицын], Иона [Артемов], Семена [Дурасов], Четвертово [Бортенев], Иона [Басенков], Чюдина [Иванов], Иона Меншой [Жаденков], Истомоу [тиун], Костянтина [Буженинов], Федора [Кроткой], Богдана [Дубровин], Дмитрея [Вахнев], Иона [Резанцов], Ждана [Путянин], Григорья [Елизаров], Богдана [Матфеев], Пятово [Щекин], Якима [Михайлов], Семена [Шатерников], Никитоу Жданской, Ждна — Соудешов, Иона [Остафев], (л. 93) Никитоу [Цыплетев], Ездок [Мостинин], [Суморока Сулешов], Василя [Перфушков], Василиа [Матфеев], Григорья [подъячей], Воина [подъячей], Бориса [Мартьянов], Макарью [Назимов], Стефана [Палицын], Семена [Кречатников], Петра [Иванов], Шестово [Амирев], Чюда Гарин, Несмиан [Матфеев]. [Салтана конюх, Нечая конюх Малютин, Моисея конюх], Томило [конюх], Марью, Меншика [Сысоев], Ермолу [Вяземского], Нехорошево [человек Басманов], Андрея[человек Басманов]. Михаила [Дубнев] владычей диак; Шарапа [Волыцкой] чашник; Второво, Семена[Чертовской], Вешняка [Паюсов], Григоря [Оникиев], Михаиле [Загряской], Петра [Софронов-ской].

[Подьячие московские]: Томилу [подъячей], Стефана [Верещагин подъячей], Дроужиноу [подъячей]. Бориса [Прохнов Ноугород], Вноука [человек Басманов], Небога [того Мелентьев] Рюмин, Иона [Обажаров пушкарь], Ганус [немчин], Григорья [Палицын], Вежак [зелейник], Дмитрея [Тетенев], Резана [Денисов], Степана [Пешков], Михаила [Палицын], (л. 93 об.) Никитоу [Сурмин], Алек-сиа [Молявина повар], Филипа [немчин], Алексиа [Шамшев], Постника [Домрачиев подъячей], Григорья [Голвожской], Ермаков Вяземского, Сила [выпоской], Петра [Выпов], Никитоу [Мелницкой], Большой Люшина, Воло-димера [Нарбеков], Пимина, Василя [Курцовы], Тихона инок, Алексиа [Быков повар], Дмитреа Исаров [Малышев], Соуета [часовика], [Излача Кайсаров подключник], Постника [Скулин Алексиева человека Басманов], Васка [толмач], Стефана [Курцов], Григорья [Трусов], Дмитрея [Булгаков], Васильи [истопник], Боурка [Станчаков скоморох], Третяка [человек Вяземского], Беляа [Нахабов] с племянником, Первого [Григорьев] орлянин.

27.07.1570 г.
Савоу Ездок, Иона [Дивин], Иона [Куличник], Немятой [Пивов], Никифора [Семенов], (л. 94) Иона [Гама Люшин], Неустроя [Маслов], Илью [Окараков], Богдана [Дивин].
Казнь семей опальных новгородцев Афимья [княже Андрееву жену Тулупова], Анну [дочь его]; Афимью [Румянцева, с сыном] — Алексиа [3 дочерь]; Праско-вю, Анну, Ориноу; Агафю Савина; Аксенью[жена Полушкина, два сына ея]: Исака, Захарю, [две дочери]: Лукерью, Авдотю, Марью [Басаева]; Никифора, Воина [Потяковы]; Пелегею [Дубнева, сына ее] Андрея; Мамелфу [Ростовцова], Орину [дети Ростовцева], Четвертово [Ростовца]; Ориноу [Ивановы жены Басенковы с сыном], Тихона [Басенкова]; Федору [Чудиновы жены]: Авдотю [Тиоуновы, дети ее]: Андрея, Михаила, Иона, Агафю; Настас [Опалева жена], Анноу [дочь Щекина]; Марью, Семена [Кроткого]; Настасю; Оулианею [Вахнева жена]; Исака; (л. 94 об.) Жданоу [Путятина жена], Аксенью [Елозарова]; Марью [Дубровина, ея детей]: Федора [да] Второво; Михаила, Никифора [Акимовы дети]; Лоукояна; Акилиноу [Нащекины, дочь ея] Анну, Анну, Лоукеью. [Жданкова, сына ея] Андрея; Елену [Остафей, детей ея: Фому, Игнатя, [дочери] Стефаниду; Огропену [Ездокова жена Мостинина]; Варвару [жена Спячего, дочери ея] Ориноу; Дарью [Кречетниково], [сына ее] Володимера; княгиноу Анноу [князь Василиева Шеховскаго]; Анноу [вдовы Ростовца, дети ея — двое сынов ее]: Иона, Гаврилу [и девицы] Анну; Окилиноу; Марью [Неудачина жена Цыплетева, детей ее]: Авдотью, [Тита]; Андрея, Григорья [Цыплетевы].

16.08.1570 г.
Дионисия [Турпеев инок]. Петра [Верещагин сотник], Аин-туган [тотарин].
Казни в опричнине Алексия, [сын его] Петра [Басмановы]; Захарью, (л. 95) Иона [Плещеевы]; Полуехт [Михайлов Тещин], Михаила [Дмитриев], Рюма [Мелентьев], Иона [Ржевской], Семена[Фефилов подъячей], Василиа [Воронин подъячей], Кипчак [Лабодинской]. Василиа и Иона [Петровы Яковлев]. Князя Михаила [Темрюковича Черкаского].

31.01.1564г.
Князя Михаила [Репнин]; князя Юрья [Кашин].

Февраль 1565 г.
Князя Иона [Кашины] Князя Андрея [Ноггев Оболенской].

7.02.1565 г.
Князя Александръ [Горбатой, сына его] князя Петра, Петра [Головин]. Да княз Дмитриев Куракин два сына.

Осень 1575 г.
Князь Петра [Куракина], Иона [Бутурлина] с сыном и з дочерью.

27.11.1575 г.
Дмитрея [Бутурлина]. Никитоу [Борисова], Василиа [Борисова], Дроужиноу [Володимеров], князя Данила [Друцкой], Иосифа [Ильина], [протопоп], подьячих 3 человеки, простых 5 человекъ [крестьян].

1571 г.
Семена [Васильев], [сын его] Никитоу [Яковля. — Р.С.] Князя Данила [Сицкой].

24.10.1575 г.
Протасиа [Михайлов Юрьев], Василя [Ошанин], Володимера [Жолнинской].

1571 г.
Князя Василиа [Темкина и сына его] князя Ион; Федора [Салтыков]. Никифора [Пушкин], Никиту [Салтыков], Докоучая [Пушкин], Никифора [Ульянов], Федора [Оульянов].

1572-1573 гг.
Калинника [Собакин], Парфеня, Степаня, Семена [Собакины]. Василиа [Щербинин]; Никиту, Иона, Богдана [Кобылины]; Боулата [Арцыбашев], Ориноу [Сурвоцкая].

Август 1575 г.
Князя Бориса [Тулупов], князя Володимера, князя Аньдрея, князя Никитоу [Тулуповы]; Михайлоу [Плещеев], Василиа [477] [Умной], Алексея, Федора [Старово]; Ориноу [Мансурова]; Федора, Семена [Сунбуловы]; Якова [Мансурова]; Григорья, Алексан (л. 96) дра [Колтовские] княжня Мосальсково; Андрея [Молчанов].
В Новегороди 15 жен, [а сказывают ведуньи, волхвы]. Тимофея, Веденихта [Колычевы].

«Дело» Горенского 1564-1565 гг.
Князя Петра [Горинской], князя Никитоу, князя Ондрея [Черные Оболенские]. Левонтия [Тимофеев].

Метки: ,

Комментарии

Пока нет комментариев.

Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или войти (поддерживаются OpenId, Facebook, Vkontakte, Twitter, Аккаунты Google)

При цитировании информации с сайта гиперрсылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!