Интерактив
Вход
Регистрация
Опрос
Опрос: Хотите ли Вы эмигрировать из России?
Да
Нет
В раздумьях

Реклама
Главная » Wiki » История административно-территориального деления России
История административно-территориального деления России

История административно-территориального деления России

В X веке, когда ещё не существовало единого централизованного государства, княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В результате борьбы князей территориальное деление было весьма нестабильным. Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел — так возникали многочисленные удельные княжества.

В XII-XV веках на северо-западе существовала независимая от Киева Новгородская земля. В январе 1478 подчинена и включена Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины.

Это деление просуществовало вплоть до начала XVIII века, когда Пётр I провёл реформу административно-территориального устройства и ввёл в качестве административно-территориальной единицы губернии. До этого существовали только более мелкие единицы — уезды и волости.

Административное устройство царской России

Формирование одного централизованного страны потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, либо, как молвят, — установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с незапятнанного листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже ус­тоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная сис­тема управления не подвергалась ломке без серьезных на то осно­ваний.

Официальное приказное делопроизводство XVII века, более полное и последовательное для собственного времени, делило местность русского страны на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех либо других территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Отлично извест­ны такие административно-территориальные единицы, как Рязан­ские, Северские, Замосковные, Пермские и остальные «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т.Е. Город-пункт в различие от вышеупомянутого города-об­ласти). Уезды разделялись на волости и станы. Волостная организация появилась, как считается, из фермерской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село (большой сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не которых вариантах стан вытеснял волостное деление.

В ряде районов России долго сохранялось обычное сло­жившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.Д.). При исследовании исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд проблем, обусловленных в значимой степени несопоставимостью административного устройства от­дельных территорий. Поэтому мастера обязаны делать это на базе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих тогдашнее, не постоянно стройное административное де­ление страны.

Так либо по другому, но к началу XVIII века более устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-террито­риального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна разделялась и на разряды. Позже древняя система деле­ния закончила отвечать, вернее, не смогла отвечать новым потреб­ностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.

В 1708 г. Было создано 8 губерний, что также решало задачки налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были достаточно крупные образования (к примеру, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии — Сибирской), и управле­ние ими оказалось неловким и малоэффективным. При этом со­хранилось старое, низовое уездное деление губерний, что принудило находить и создавать промежуточное звено — провинции.

Доставшееся русской власти в наследство от царской империи административно-территориальное деление в собственных главных чер­тах было сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохран­ности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса нужно было как можно теснее приблизить военно-полицей­ский и фискальный аппараты к податному популяции. Эта мишень была достигнута методом «дробления» губерний и уездов, число ко­торых фактически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличива­лось. При этом «екатерининское» административно-территори­альное деление было по-своему нормативным: территория с насе­лением 300—400 тыс. Душ числилась хорошей для образования губернии, а с популяцией 20—30 тыс. Душ мужского пола - для уезда.

Очевидно, ни к экономике, ни к природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деле­ние, по существу, не имело дела.

Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таковым образом, чтоб терри­тории компактного государственного расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена меж четырьмя губер­ниями, Белоруссии и Татарии — меж пятью губерниями. Таковым образом, наряду с прежними функциями административно-терри­ториальное деление стало делать и новейшие — «противоавтономные» функции, очевидно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям.

Впрочем, несмотря на то что административная сетка царской России слабо увязывалась с действиями территориального разделе­ния труда, с историческими и природными условиями большой страны и, по большому счету, служила делу реализации имперско­го принципа «разделяй и властвуй», после внезапного распада СССР ряды приверженцев старого губернского деления, не склонных преувеличивать значимости учета в районировании государственного [своеобразия территорий, резко пополнились.

Эволюция административного деления в СССР

Коренные преобразования административно-территориальной [сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В (качестве основного аргумента этих перемен (в особенности в следующие годы) выдвигался принцип единства экономического райони­рования, государственного состава и административно-территори­ального деления. Но непоследовательность административно-территориальных преобразований, шараханье из одной крайности в другую (к примеру, чередование тенденций объединения и дроб­ления областей) дозволяет говорить об отсутствии у большевиков верно обмысленной политики в данной сфере.

Первый этап воплощения административно-территориаль­ной реформы относится к 1917—1922 гг. И связывается в большей степени с созданием новейших государственных образований, т.Е., По существу, с демонтажем старого районирования в целом, «индиф­ферентного» к национальному своеобразию территорий. Не считая провозглашения Украинской русской республики, конституци­онно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна германцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединив­шая чеченцев, ингушей, кабардинцев и остальных горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказ­скую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Кал­мыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позднее были сделаны Якутская и Бурят-Монгольская автономные респуб­лики, Узбекская, Туркменская союзные республики и остальные на­циональные образования.

Сейчас уже не достаточно кто знает, что на заре русской власти суще­ствовала общественная Литовско-Белорусская республика, а на террито­рии, занимаемой сейчас Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика (поскольку казахов часто называли кир­гизами со столицей в городе Оренбурге; что еще в 1919 г. Была провозглашена Крымская русская республика в составе РСФСР, через два года преобразованная в автономную (при этом более по­ловины населения данной республики составляли российские, около чет­верти — татары, другие — украинцы, евреи, греки, болгары и остальные народы).

Наряду с формированием новейших государственных образований в 1917—1922 гг. Происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Перм­ской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из Сара­товской — Царицынская и т.Д.

Но потом верно проявилась противоположная тенденция — к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. На политико-ад­министративной карте РСФСР возникли:

1) Уральская область, включившая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет;

2) Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и на­циональные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позже в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский округа;

3) Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;

4) Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Примор­ской и Забайкальской губерний;

5) Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую гу­бернии;

6) Центральная черноземная область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также часть территорий соседних губерний;

7) Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратов­ской, Астраханской и Сталинградской губерний, а также некото­рых соседних территорий;

8) Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;

9) Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и авто­номную область Коми;

10) Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;

11) Нижегородский край, образованный на месте Нижегород­ской и Вятской губерний, Марийской и Вотской автономных облас­тей, а также Чувашской автономной области;

12) Ивановская промышленная область в составе Иваново-Воз­несенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;

13) столичная промышленная область, объединившая Мос­ковскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калуж­ской губерний.

Итак, по сравнению с прежним губернским делением количест­во административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в других союзных республиках эти единицы вообще не создавались — в них были сформированы округа (на Украине, к примеру, 40, в Белоруссии — 8, а в Казахстане — 12), наряду с которыми выделялись националь­ные автономии.

Осуществленное к 1929 г. Во всех республиках новое Госплановское «административно-хозяйственное» деление (либо, как тогда писали, районирование) состояло из трех иерархических уровней: областей (краев), округов (ликвидированных в 30-х гг.) И районов. При этом районы первого уровня сначало называли экономическими, но потом стали именовать просто областями (либо краями, если в них входили национальные автономии). Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались задания плана ГОЭЛРО, т.Е. Перспективы развития страны и конкретных районов, а также национально-этническая специфика территорий.

Конкретно следствием поспешности и неоправданного революцио­низма явился процесс еще одного дробления областей, начавшийся в первой половине 30-х гг. Так, на стыке Ленинградской, Москов­ской и Западной областей была образована Калининская область, а Ивановская промышленная область разделена на Ивановскую и Ярославскую; от Северокавказского края отпочковалась Азово-Черноморская область, а Уральская область разделилась на Свер­дловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую (которая скоро была преобразована в Омскую область) и т.Д., И т.П. Что же случилось? Почему принцип «органического единства экономического райо­нирования, государственного устройства и административно-терри­ториального деления» с необычной легкостью нарушался чуть ли не каждый год? С сегодняшних позиций может быть дан только один ответ: проявлялся обыденный «зуд реформаторства».

Интересно, что крупные конфигурации в политико-администра­тивном устройстве страны происходили во время войны 1941 — 1945 гг., Причем не лишь в стратегически принципиальных районах, но и далеко в Сибири — к примеру, были образованы Тюменская, Кур­ганская и остальные области, что тотчас не диктовалось ни срочнос­тью, ни другими разумными доводами.

После войны административно-территориальные конфигурации продолжались, но они заполучили эпизодический характер. Посреди более принципиальных отметим такие, как преобразование в 1945 г, Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР (в 1954 г. В честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская об­ласть была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР — в Карельскую АССР. Продолжилась администра­тивно-территориальная «чехарда» с образованием и упразднением областей как в составе русской Федерации, так и в Казахстане, республиках Средней Азии и остальных регионах.

Политико-административная реформа в Новой России

Административно-территориальное устройство постперестроеч­ной России претерпело значительные количественные и качест­венные конфигурации.

До этого всего «парад суверенитетов» привел к изменению ста­туса всех бывших автономных республик и ряда автономных облас­тей. При этом процесс преобразований шел совсем интенсивно. (На­пример, Горно-Алтайская автономная область — Горно-Алтайская АССР — Горно-Алтайская ССР — Республика Горный Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., Отказавшись от наименования «АССР», заменив его иным — «Респуб­лика в составе РСФСР».

Если ранее в состав РСФСР входило 16 автономных респуб­лик, то сейчас русская Федерация объединяет 21 республику. Многие из них изменили свои прежние наименования. Их новейшие назва­ния: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай (Алтай), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская респуб­лика, Республика Калмыкия — ХальмгТангч, Карачаево-Черкес­ская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Респуб­лика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская республика, Республика Хакасия, Чеченская республика (Ичкерия), Чувашская республика — Чаваш Респуб­лики.

Бывшие автономные области - Адыгейская, Горно-Алтай­ская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состава краев (Краснодарского, Алтайского, Ставро­польского и Красноярского), в которые они ранее входили.

В России осталась одна автономная область — Еврейская; дру­гие за последние годы преобразованы в республики. Некие из автономных округов (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Корякский и Чукотский) тоже провозгласили себя республиками, а Коми-Пер­мяцкий автономный округ — автономной областью, но по Консти­туции они все остаются автономными округами. Всего их 10: Агин­ский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Тай­мырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Остается постоянным с 1958 г. Количество краев (6) и областей (49).

В начале 90-х гг. Особыми указами были образованы не­которые национальные районы — германский на местности Славгородского и Хабаровского районов Алтайского края (как акт исто­рической справедливости после ликвидации такового района в 1938 г.), Эвено-Батагтайский в Республике Саха, Эвенкийский в Бурятии и др. Подобные образования не явились чем-то принципи­ально новым — они были предусмотрены еще госплановским районированием и занимали свою «нишу» в административно-территориальном делении России многие десятилетия.

Согласно новой Конституции, «правовое поле» краев, областей и республик значительно расширилось. Хотя их собственное пра­вовое регулирование (включая принятие законов и других правовых актов) и ограничивается Основами законодательства, издающего­ся Федерацией, вошло в практику заключение особых дого­воров меж субъектами Федерации о разграничении прав и обя­занностей. Конкретно эта тенденция вызывает более ожесточен­ную критику со стороны «государственников» - приверженцев жесткого курса, считающих, что получение односторонних льгот отдельными политико-административными единицами недопус­тимо.

Смотрите также

Ссылки

Последнее изменение от Мs Перельман: 30 Июль 2012, 16:19 |История
При цитировании информации с сайта гиперрсылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!