Интерактив
Вход
Регистрация
Опрос
Опрос: Хотите ли Вы эмигрировать из России?
Да
Нет
В раздумьях

Реклама
Главная » Wiki » Павел I
Павел I

Павел I

Павел I
Павел I

Павел I (Па́вел Петро́вич; 20 сентября (1 октября) 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 (24) марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, из императорского рода Романовых, Гольштейн-Готторп-Романовской династии, великий магистр Мальтийского ордена, генерал-адмирал, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

Биография

Будущий Великий князь Павел Петрович, а затем и император Всероссийский Павел I родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Впоследствии этот дворец был разрушен, а на его месте построен Михайловский замок, в котором Павел был убит 12 (24) марта 1801 года.
27 сентября 1754 года, на девятом году замужества, у Её Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Алексеевны наконец-то появился первенец. При родах присутствовала Императрица Елизавета Петровна, Великий Князь Пётр Федорович (отец Павла) и братья Шуваловы. Обмытого и окропленного святой водой новорожденного младенца Елизавета Петровна тот час же взяла на руки и вынесла в зал, чтобы показать придворным будущего наследника. Императрица крестила младенца и велела дать ему имя Павел. Екатерина Алексеевна и Пётр Федорович были полностью отстранены от воспитания своего сына.

Из-за превратностей беспощадной политической борьбы Павел был по сути лишён любви близких ему людей. Конечно, это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но следует отдать должное Императрице Елизавете Петровне, она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями.
Первым воспитателем стал дипломат Ф. Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это создало в представлении впечатлительного мальчика, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Он стал печатать небольшую газету, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначительных поступках Павла.

Рождение Павла нашло отражение во множестве од, написанных тогдашними стихотворцами.
В 1760 году Елизавета Петровна назначила нового руководителя образования юного принца, предписав основные параметры обучения в своей инструкции. Им стал, по её выбору, граф Никита Иванович Панин. Это был сорокадвухлетний человек, занимавший при дворе весьма заметное положение. Обладая обширными познаниями, он перед этим был несколько лет на дипломатической карьере в Дании и Швеции, где сформировалось его мировоззрение. Имея весьма тесные контакты с масонами, он усвоил идеи Просвещения и даже стал сторонником конституционной монархии, по образцу Швеции. Его брат, генерал Петр Иванович, был великим поместным мастером масонского ордена в России.
Никита Иванович Панин подошёл к проблеме основательно. Он обозначил весьма обширный круг тем и предметов, в которых, по его мнению, должен был разбираться цесаревич. Возможно, что в соответствии с его рекомендациями были назначены ряд учителей «предметников».
Среди них — закон божий (митр. Платон), естественная история (С. А. Порошин), танцы (Гранже), музыка (Дж. Миллико) и др. Начавшись ещё во времена Елизаветы Петровны занятия не прекращались ни в краткое правление Петра III, ни при Екатерине II.

Павел I
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве

На атмосферу воспитания Павла Петровича существенное влияние оказывало его окружение. Среди гостей, посещавших царевича, можно видеть целый ряд образованных людей своего времени, например, Г. Теплова. Напротив, общение со сверстниками достаточно ограничено. Круг их — дети лучших фамилий (Куракины, Строгановы), сфера контактов, в основном — репетиция маскарадных выходов.

Как и всякий ребенок своего возраста, к занятиям Павел относился с известной прохладцей, предпочитал игры. Однако, тесные и регулярные отношения с учителями, под постоянным контролем Панина (к которому принц относился с известной опаской), не оставляли места для изъянов в его образовании. Он много читал. Помимо литературы исторического характера, читал Сумарокова, Ломоносова, Державина, Расина, Корнеля, Мольера, Сервантеса, Вольтера и Руссо. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Один из младших наставников Павла, Семен Андреевич Порошин, вёл дневник (1764—1765 гг.), ставший впоследствии ценным историческим источником по истории двора и для изучения личности цесаревича.
Уже в юные годы Павла стала занимать идея рыцарства, идея чести и славы. 23 февраля 1765 года Порошин записал: «Читал я Его Высочеству Вертотову историю об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он, потом, забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским». Впоследствии, некоторая идеализация реалий и тяготение к внешней рыцарской символике сыграли важную роль во времена его правления (проект дуэли с Наполеоном, приют разорившимся мальтийским рыцарям и проч.).

А в военной доктрине, представленной в 20-летнем возрасте матери, которая была к тому времени уже Императрицей Всероссийской, он отказывался от ведения наступательной войны, объяснял свою идею необходимостью соблюдать принцип разумной достаточности, при этом все усилия Империи должны быть направлены на создание внутреннего порядка.

Духовником и наставником Царевича был один из лучших русских проповедников и богословов, архимандрит, а впоследствии — митрополит Московский Платон (Левшин). Благодаря его пастырскому труду и наставлениям в законе Божием Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко верующим, истинно православным человеком. В Гатчине до самой революции 1917 года сохраняли коврик, протертый коленями Павла Петровича во время его долгих ночных молитв.

Традиционным этапом обыкновенно завершающим образование в России XVIII века было заграничное путешествие. Подобный же вояж был предпринят в 1782 г. молодым тогда цесаревичем вместе с его второй женой. Путешествие, явно ознакомительно-развлекательное, без особой политической подоплеки — «инкогнито», то есть неофициальное, без долженствующих приемов и ритуальных встреч, под именами графа и графини Северных (дю Нор).

Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в его дальнейшей политике, в его идеях и поступках в период, когда он стал императором.

Внутренняя и внешняя политика

После смерти Екатерины II императором России становится ее сын Павел I (1796 — 1801). Павел, подозревая мать в убийстве Петра III, ненавидел ее. Заняв трон, Павел стал делать все вопреки политике Екатерины. Он освободил Н. Новикова, вернул из ссылки А. Радищева и выпустил из заключения вождя польского освободительного движения Т. Костюшко, переименовал все города, основанные при Екатерине. Подобно своему отцу, он стал насаждать в России прусские порядки.

Павлу досталось очень тяжелое наследие. Нерешенность проблем России усугубилась развалом армии. Резко упала дисциплина, появились даже случаи дезертирства. Главной причиной этого было расстройство финансов и казнокрадство. 3/4 офицеров числились служащими только на бумаге, а те же, кто служил, особого рвения не выказывали. Поэтому главной заботой Павла становилась армия. Ему удалось здесь поправить положение дел. Но вместе с тем делалось это с присущими Павлу причудами и самодурством. Он заставил армию одеваться в неудобную прусскую форму, изводил солдат и офицеров жесточайшими требованиями к внешнему виду и выправке. Отправляясь на очередной парад или смотр, никто не знал, вернется он оттуда разжалованным или повышенным в чине.

Для наведения порядка Павел отменил «Жалованную грамоту дворянству», запретил непосредственное ходатайство императору. Наконец, отменил запрет на телесные наказания «благородного сословия», обложив его налогами. За малейшую провинность лишал дворянства и ссылал в Сибирь. Крестьяне же получили послабление.

Напуганный Французской революцией, Павел ужесточает контроль за просвещением и культурой, стремясь оградить подданных от пагубных влияний. С этой целью вводится запрет на ввоз книг из-за границы. Особенным гонениям подвергаются любители французской моды. Для упрочения власти и во избежание так называемого бонапартизма — пренебрежения законностью — Павел наконец сделал то, что так и не успел сделать император Петр I, — издал указ о системе наследования, по которому императорская власть отныне должна была наследоваться только по прямой линии — старшим сыном самодержца.

При Павле I совершенно изменился двор: великолепных, взбалмошных, но деятельных и образованных вельмож Екатерининской эпохи сменил абсолютно иной круг приближенных. В отношении нравственном он, безусловно, был выше и порядочнее окружения Екатерины. Зато в интеллектуальном отношении близкий круг Павла слишком заметно проигрывал. Ярчайшим примером здесь служит граф А. Аракчеев, на гербе которого был начертан девиз «Без лести предан». Павел не терпел вокруг себя независимых умников и выше всего ценил преданность. Того же самого мечтал он добиться от всей России — преданности и беспрекословного подчинения. У Павла не было фаворитов. Даже его гатчинские друзья — Аракчеев, Ростопчин и Кутайсов — опасались попадаться под горячую руку государя. Как выразился однажды император, «в России нет важного лица, кроме того, с кем я говорю и пока я с ним говорю».

Во внешней политике Павла первое место занимал вопрос о Французской революции. В Европе сложилась антиреспубликанская коалиция. Но, подобно Екатерине, Павел не спешил в нее вступать. Однако после захвата Францией острова Мальты Павел, будучи членом Мальтийского ордена, отправил войска под командованием Суворова в Италию. В 1799 году Суворов в союзе с австрийцами выгнал французов из Италии. Но после героического перехода через Альпы Суворов не закрепил успех похода, поскольку был отозван в Россию. Получив от австрийского императора звание генералиссимуса и титул князя Италийского, Суворов вернулся в Петербург и вскоре умер.

Политика Павла ненавидели дворянство и армия. Созрел заговор екатерининских вельмож, друзей и сторонников великого князя Александра Павловича. Александр потребовал клятвенного обещания не покушаться на жизнь отца. Заговорщики нарушили клятву и 11 марта 1801 года Павел был задушен.

Литература

  • Российская большая детская энциклопедия, Современный литератор, Минск, 2008

Смотрите также

Последнее изменение от Мs Перельман: 28 Фев. 2012, 14:24 |История
При цитировании информации с сайта гиперрсылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!