Ни один из русских писателей, сравнимых с ним по силе художественного дарования, не враждовал с Православием. На этом фоне конфликт величайшего из отечественных писателей, непревзойденного мастера слова, обладавшего потрясающей художественной интуицией, автора, при жизни ставший классиком - Льва Толстого - с Русской Православной Церковью выглядит особенно угнетающе. Его отношения с Церковью часто воспринимаются как неравный бой героя-одиночки с государственным учреждением, бездушной чиновничьей машиной. Газеты опубликовали Послание Священного Синода: "в своих сочинениях и письмах он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви, подвергнул глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию."
Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий). И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь. Кроме него самого...