19 июля 2011 в 15:03 от Мs Перельман
Дом Пашкова стал одним из символов Москвы. Художники пишут с него картины, гравюры, с его изображением печатаются почтовые марки, открытки, календари, этикетки спичечных коробков, коробки и обертки конфет. Он же - на обложках блокнотов, на шкатулках, значках, в книгах о Москве, в альбомах, проспектах, буклетах. Иногда в подписи к изображению значилось: "Пашков дом", а чаще: "Румянцевский музей", "Старое здание Ленинской библиотеки".
Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVIII в. И. Рихтер. Не удивительно. Представьте себе: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад, устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной чугунной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы (китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины) гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили постоять горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в "замке" и театральные представления.
В 1812 г. во время московского пожара дом сильно пострадал. Все интерьеры баженовского строения выгорели. Восстанавливали дом уже архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников. Большие деньги, хотя строение тогда было частным, выделила на его восстановление казна, ибо дворец был лицом Первопрестольной, ее гордостью, ее красой. Внешний вид дома после пожара изменений практически не претерпел.
П.Е. Пашков умер бездетным. Жена ненадолго пережила его. Все владения П.Е. Пашкова перешли к его двоюродному брату А.И. Пашкову, который расширял и украшал дом. С 1831 г. последней владелицей дома была внучка А.И. Пашкова, по мужу Полтавцева. |
В 1839 г. Пашков дом, по высочайшему повелению, был приобретен для Университетского дворянского института, а с 1852 г. в Пашковом доме помещалась Московская 4-я гимназия, которая находилась в ведении попечителя Московского учебного округа.
Старое здание РГБ - дом Пашкова. Памятник Русскому классицизму XVIII века
Пашков дом поддерживался, реконструировался, перестраивался на протяжении всей истории пребывания в нем Московского публичного и Румянцевского музеев. Вот пример хозяйского отношения руководства Музеев к доверенному богатству и одновременно горячего, щедрого отклика жителей Москвы на призыв о помощи. Директор музеев В.А. Дашков, обеспокоенный крайне обветшалым состоянием их зданий, в 1870 г. писал министру народного просвещения, что средств, отпущенных министерством (7226 рублей 50 копеек) для исправления этого положения явно недостаточно, и что ввиду этого он "вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова". И Захаров не только помог реставрировать внешний вид Пашкова дома, но и создал кабинет при хранилище рукописей, построил помещение для канцелярии, квартиру смотрителя музеев и казарму для служителей. И все это своими материалами и мастерами. По представлению директора музеев император пожаловал Алексею Захарову золотую медаль с надписью "За усердие".
После открытия в 1915 г. нового двухсветного читального зала на 300 мест (позже зал был расширен за счет использования антресолей до 500 мест) в центральном здании Пашкова дома, на месте прежнего читального зала расположилось книгохранилище. В 1914 и 1926 гг. строятся книгохранилища. В 1914 г. пристраивается здание картинной галереи с «Ивановским залом». В 1916-1919 гг. выстраивается и оборудуется Кабинет Л.Н. Толстого (архитектор В.А. Веснин).
К 1961 г. левый флигель был реконструирован, к нему было пристроено книгохранилище, и весь флигель был отдан отделу рукописей. До этого рукописи размещались в разных помещениях центрального здания. Так, в 1923 г. отдел рукописей и старопечатных книг занимал 6 зал в главном здании Музея «по корридору направо от главного входа в Музей».
Не будем называть всех зодчих, внесших свой вклад в дело сохранения для потомков шедевра В.И. Баженова. Тем более, что их имена и заслуги можно узнать из печати. Назовем еще только два имени. Л.В. Даль, сын знаменитого создателя «Толкового живого великого русского языка» В.И. Даля, архитектор, археолог, получивший звание академика ИАХ за блестяще выполненные реставрационные работы в Помпеях (Италия), участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя. В 1873-1875 гг. он был архитектором Московского публичного и Румянцевского музеев, неоднократно своими дарами пополнял археологическую коллекцию Музеев. Н.Л. Шевяков, известный архитектор, чьи строения сохранились до наших дней в Петербурге, Москве, Костроме, Муроме. Он был архитектором Румянцевского музея в 1908-1919 гг., построил новое полуподземное трехъярусное книгохранилище, которое с 1961 г. стало хранилищем рукописей и архивного фонда, здание картинной галереи и гравюрного отделения, читальный зал в центральном здании Пашкова дома. Позже архитекторами Государственного Румянцевского музея, Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина были Д.С. Марков (1919-1935 гг.), С.П. Лавров (1935-1939 гг.), Г.В. Мейендорф (1939-1967 гг.). В реставрации Пашкова дома в 1925-1927 гг. приняли участие архитекторы и художники А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.
Пашков дом – одно из зданий Российской государственной библиотеки. После его реконструкции зажгутся огни в его окнах, сюда придут читатели. Самое красивое строение Москвы после его реконструкции будет снова служить на пользу Отечеству и благое просвещение.Пашков дом стал одним из символов Москвы.
Метки: архитектура классицизма, здания Москвы, памятники архитектуры