Природа России
- Вы просматриваете старую редакцию! Перейти к последней версии
Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Природа и былое
Во многих чертах ландшафта — в недрах, рельефе, почвах, живой природе — запечатлены свидетельства былых этапов его развития. Без знания прошлого не все можно понять и в современном лике Земли и страны.
Несметные следы былого несут в себе недра — гигантское и надежное хранилище свидетельств о давно исчезнувших ландшафтах, летопись миллионов и миллиардов лет развития земной коры. Без истории недр не постигнешь и древнюю географию — палеогеографию страны.
И положение древних щитов, и то, что Урал простирается вдоль меридиана, а Тянь-Шань — широтно, — все это было «задано» уже в докембрии. А новейшие перемещения структур разного возраста в свою очередь задали высоту многим равнинам и плоскогорьям, построили в главных чертах современный горный рельеф, изолировали часть суши от влажных ветров, предопределили высотную и барьерную зональность.
На многое влиял менявшийся с веками климат. Еще 20—30 миллионов лет назад на юге страны он напоминал тропический — об этом рассказывают отпечатки и окаменевшие остатки тогдашних растений. Крупные участки будущей территории страны заливались морями и выстилались наслоениями их осадков. Раннекайнозойское море покрывало будущую Западно-Сибирскую равнину и через Тургайский пролив соединялось с морем, занимавшим равнины Турана. На юго-западе сотни миллионов лет плескался средиземный океан — его условились называть Тетис. В палеозое и мезозое он постепенно сокращался, а в палеогене начал распадаться на отдельные водоемы, наследниками которых стали современные моря — Черное с Азовским, Каспий, Арал.
Слои, отложенные в морях, либо залегают прямо на поверхности, либо «просвечивают» через тонкий и прерывистый чехол более молодых отложений, которые образовались уже на суше. На многое в природе влияет химический состав морских напластований. Почему так причудлив рельеф с карстовыми промоинами, почему своеобразны карбонатные почвы, а с ними и наборы растений, такие почвы предпочитающих? Причина всему этому — известняки, которые возникли из ракушечных, то есть известковистых, илов в морях, некогда заливавших нынешнюю сушу. А засоленность многих почв, рек и озер вызвана повышенной соленосностью грунтов. Ее первопричина — отложение соли в лагунах морей, когда-то тут усыхавших.
От морских осадков ведут родословную многие полезные ископаемые: те же соли, строительный камень —- известняк, песчаник; сырьем для получения цемента служит мергель. Некоторые представители сегодняшней фауны — наследники до-четвертичных морей.
При новейших наступаниях многих морей севера, юго-запада и Балтики по их прибрежьям были отложены пески и глины, выстлавшие поверхность первично-морских равнин, особенно обширных вокруг Каспия.
С поднятием суши моря сокращались. Рост хребтов в высоту приводил и в прошлом к изоляции части территорий от влажных ветров. Поэтому в периоды, следовавшие за эрами самых интенсивных горообразований, — в девоне, перми и триасе — не только наращивалась суша, но и расширялись пустыни. Альпийская складчатость в кайнозое и сопутствовавшие ей новейшие поднятия существенно увеличили размеры всей Евразии, заставили отступить многие моря и создали современный силуэт континента.
Недра сохранили память и о континентальных условиях — они в течение многих миллионов лет господствовали на обширных пространствах, становившихся или остававшихся древней сушей. Здесь шло выветривание, размывание, выдувание, рельеф расчленялся и выравнивался. Уцелевшие участки выровненных поверхностей до сих пор удивляют нас равнинностью многих, даже высоко поднятых, территорий. Современная природа унаследовала от этих эпох плащи континентальных осадочных пород — пустынных песков, речных и озерных наносов; на уцелевших выровненных поверхностях сохранились древние коры выветривания. Пески древних пустынь слежались в крас-ноцветные песчаники — их кирпичный цвет виден в обрывах девонских пород Прибалтики, пермских пород на берегах Северной Двины.
С ростом суши в живой природе усилилось формирование сухолюбивых флор и фаун. Очагом их формирования была Центральная Азия, откуда они серией волн распространялись на смежные земли.
Огромное воздействие на ландшафт оказали древние оледенения. Они преобразили рельеф многих гор и равнин страны, перестроили речной сток, обеднили живую природу. В районах, оледенения не испытавших, в это же время перемежались дождливые и сухие периоды, а значит, как бы пульсировала вся природа — в ней чередовались этапы расцветов и увяданий. Многие виды животных и растений и целые их группировки напоминают об этих событиях либо своим существованием, либо, напротив, исчезновением. В убежищах, укрытых от дыхания холодов, сохранялись островки более богатого доледникового органического мира.
Как происходила перестройка природы в ходе оледенений? Лед наползал не сразу. Сначала при похолодании климата так нарастали размеры наметаемых ветром сугробов, что они уже не успевали таять за суровое и короткое лето. Залеживаясь годами, снег перекристаллизовывался, возникали неподвижные шапки льда. Наползание льда с севера и продолжавшееся похолодание сращивали "авангардные" острова льда с основной массой материкового ледника, и вся эта масса перемещалась дальше как единое целое.
Через одни возвышенности, например через Валдайскую, ледник перетекал; перед другими бессильно останавливался. Его толщина оказалась недостаточной, чтобы перекрыть центр и юг Среднерусской возвышенности. Подвижные языки устремлялись поочередно только по понижениям вдоль теперешних Дона и Днепра. На их будущем междуречье залегали отдельные шапки мертвого льда, так и не приобщившиеся к великому ледниковому покрову. Валуны сюда не приносило. Когда эти пятна льда стаяли, на их месте осела вытаявшая из них муть — так формировались : покровные суглинки.
Наступал ледник — отступали леса, а перед фронтом льдов возникали своеобразные «тундро-степные» растительные группировки, приспособленные к суровому приледниковому климату и мерзлым грунтам. Южнее расстилались древние лесостепи — предшественники степей. А совсем на юге, с продолжавших расти высей Кавказа, Тянь-Шаня, Алтая, также испытывавших более мощное, чем теперь, оледенение, навстречу холоду севера ползли горные ледники, и перед ними отступали к предгорным равнинам горные тундры, луга веса. В широкой полосе между беженцами «северянами и «горцами» происходил обмен видами. Вот откуда ведет начало удивительная общность во флоре и фауне сегодняшних приполярных областей и высокогорий юга.
После ухода равнинных и горных ледников многие переселенцы не вернулись на исходные позиции на север, а частично и «перепутали» первоначальные адреса. Так, куропаточья трава тундр нашла себе вполне приемлемые условия на лугово-скальном этаже южных гор.
С потеплением климата ледники отступали тоже не сплошным фронтом: край покрова распадался на островные поля мертвого льда, на этот раз остаточные, арьергардные, обреченные пассивно дотаивать. Перед краем исчезавшего ледника широко разливались талые воды. Их наносы — пески, супеси, а под более застойными водами — суглинки и глины перекрыли чехол ледниковых отложений. Поэтому теперь даже в областях, оледеневавших недавно, такие песчано-глинистые равнины намного обширнее, чем сложенные валунами и глинами, вытаявшими из ледника.
Несет современная природа печать и тех суровых условий, которые возникали у края льдов. Тут накапливались мелкоземистые грунты — водно-ледниковые и навеянные ветром в виде пыли, из которых позднее сформировались лёссы и лёссовидные суглинки. Впрочем, облёссованию впоследствии подверглись и другие наносы — покровы речных и озерных глин и суглинков.
За отступавшими ледниками перешла в наступление растительность. Смещалась к северу тундра, за ней спешили леса. В горах холодостойкие растения уживались в освобожденных ото льда высокогорьях, образуя горные тундры, криво-лесье, горные луга и леса.
Оледенение возникало не раз и распространялось несколькими поочередными волнами. До сих пор идут споры, полностью ли оно прекращалось в периоды между расширениями ледяного панциря или в эти промежутки времени щит только сокращался, не исчезая совсем, а затем вновь надвигался на более южные земли. Сторонники однократного оледенения говорят, что ледниковый период не кончился и сегодня — могучие щиты материкового льда покрывают Антарктиду и Гренландию. Конечно, если эти льды растают, люди, заселившие освобожденную землю, сочтут н£шу эпоху лишь поздней фазой ледникового периода! Но все же большинство природоведов не считает наше время ледниковым. Прошлые периоды исчезновения ледников или перемещения их края особенно далеко к северу условились называть межледниковыми эпохами, а периоды, когда ледниковый покров существовал длительно на больших площадях, — самостоятельными оледенениями. Если край ледника отодвигался недалеко и ненадолго, после чего наступал снова, говорят об отдельных стадиях оледенения и перерывы между ними именуют межстадиальными.
Внутри толщ моренных глин и валунов встречаются прослои, в которых уцелели остатки теплолюбивых растений и их пыльца. Они позволили утверждать, что на Русской равнине за четвертичное время ледники наступали не менее четырех раз.
Литература
- Ефремов Ю.К «Природа моей страны», «Мысль», 1985